Найти в Дзене
Микс плюс

Суворов: мифы и правда о человеке, который стал легендой

Он брал неприступные крепости, переходил через Альпы в одной рубахе, не проиграл ни одного сражения и говорил загадками. Александр Васильевич Суворов — фигура, почти полностью замещенная в массовом сознании мифом. Но что скрывается за образом чудаковатого гения, ставшего символом русской воинской славы? Давайте отодвинем завесу легенд и посмотрим на живого человека. Миф первый: «Простой солдат, неуч и чудак» Пожалуй, самый устойчивый образ — Суворов-чудак, который кукарекает, скачет на палочке и говорит прибаутками. Картина дополняется представлением о нем как о человеке «от сохи», природном гении, чуждом наукам. Реальность куда сложнее. Да, он спал на сене, обливался холодной водой и мог позволить себе эксцентричные выходки. Но это была не глупость, а тонкий расчет. Суворов был полиглотом: свободно говорил на восьми языках, включая немецкий, французский, итальянский, польский, турецкий. Его личная библиотека насчитывала сотни томов по истории, философии, военному делу. Он был одним
Оглавление

Он брал неприступные крепости, переходил через Альпы в одной рубахе, не проиграл ни одного сражения и говорил загадками. Александр Васильевич Суворов — фигура, почти полностью замещенная в массовом сознании мифом. Но что скрывается за образом чудаковатого гения, ставшего символом русской воинской славы? Давайте отодвинем завесу легенд и посмотрим на живого человека.

Миф первый: «Простой солдат, неуч и чудак»

Пожалуй, самый устойчивый образ — Суворов-чудак, который кукарекает, скачет на палочке и говорит прибаутками. Картина дополняется представлением о нем как о человеке «от сохи», природном гении, чуждом наукам. Реальность куда сложнее.

Да, он спал на сене, обливался холодной водой и мог позволить себе эксцентричные выходки. Но это была не глупость, а тонкий расчет. Суворов был полиглотом: свободно говорил на восьми языках, включая немецкий, французский, итальянский, польский, турецкий. Его личная библиотека насчитывала сотни томов по истории, философии, военному делу. Он был одним из самых образованных людей своей эпохи. Его «чудачества» — часть продуманного имиджа. Кукарекая на военном совете, он мог сбить с толку заносчивых австрийских генералов. Простота в быту сближала его с солдатами. Это был театр одного актера, где каждая роль служила победе.

Миф второй: «Гроза турок, который воевал только шашкой наперевес»

Одним из самых живучих мифов об Александре Суворове является образ лихого рубаки, этакого русского богатыря, побеждавшего численно превосходящего врага одной лишь отвагой и знаменитым штыковым ударом. Фраза «Пуля — дура, штык — молодец» стала его визитной карточкой, которую часто вырывают из контекста, представляя полководца как противника военной науки, полагающегося лишь на грубую силу. Однако реальность гораздо сложнее и интереснее этого лубочного образа.

-2

Начнем с легендарной фразы. Суворов говорил это солдату в контексте рукопашной схватки, и это была не доктрина, а гениальная психологическая установка. В эпоху гладкоствольных мушкетов, неточных и медленных, исход боя часто решал моральный дух. Суворов воспитывал в войсках культ неудержимого натиска, дух, сокрушающий врага еще до столкновения. «Пуля обмишулится, штык не обмишулится» — это формула уверенности: пока противник дает один-два неточных залпа, его пехота, обученная стремительному бегу, уже врубается в ряды врага. Это был расчет на скорость, решимость и превосходство в ближнем бою, а не отрицание огневой мощи. Его инструкции, напротив, требовали от артиллерии и стрелков меткости и четкого взаимодействия с атакующими частями.

Истинный гений Суворова раскрывается не в лобовых атаках, а в его тактическом новаторстве и искусстве комбинированного удара. Вопреки мифу о «атаке толпой», каждое его сражение было сложной, многоходовой операцией. Взять легендарный штурм Измаила в 1790 году. Это не было стихийным наскоком. За две недели Суворов построил вдали от крепости точные копии турецких укреплений — рва и вала — и ежедневно тренировал солдат на них, отрабатывая слаженность действий штурмовых групп, использование лестниц и фашин. Сам штурм начался после мощной артподготовки и был согласованной атакой с нескольких направлений, что лишило обороняющихся возможности маневрировать резервами. Это была блестяще спланированная инженерно-тактическая операция.

Миф третий: «Непревзойденный полководец без единого поражения»

Здесь кроется главный парадокс. Он действительно не проиграл ни одного сражения, которых было более 60. Но его карьера — это череда невероятных взлетов и болезненных падений. Он был в опале при трех императорах. Екатерина II то осыпала его наградами, то отправляла в ссылку. Павел I, увлеченный прусской муштрой, отстранил его за приверженность собственной, «суворовской» системе. Его гениальность признавали, но его характер, независимость и резкость боялись.

«Переход Суворова через Альпы» В. И. Суриков
«Переход Суворова через Альпы» В. И. Суриков

Его величайший триумф — Швейцарский поход 1799 года — с военной точки зрения был скорее выдающимся отступлением, чем победой. Прорваться через Альпы, потеряв почти всю артиллерию и обозы, но сохранив армию, в окружении превосходящих сил противника — это подвиг. Но сам Суворов считал эту операцию неудачей и винил в ней союзников-австрийцев. Император Павел, тем не менее, пожаловал ему высшее воинское звание — Генералиссимус. Это был звездный час, за которым последовала новая опала и скорая смерть.

Правда: человек из плоти и крови

Кем же он был на самом деле? Он был болезненным ребенком, которого отец, генерал, не готовил к военной службе. Военным Суворов стал вопреки воле семьи, через упорство и самообразование.

Он был мистиком и глубоко верующим человеком. Его знаменитая «Наука побеждать» — не просто устав, а свод духовных и нравственных правил. Он требовал от солдат милосердия к побежденным, уважения к мирным жителям. «Обывателя не обижай — он нас кормит и поит», — писал он.

Он страдал от одиночества и непонимания. Его письма дочери, «Суворочке», полны нежности и тоски. А его смерть, по некоторым свидетельствам, ускорило известие о новой немилости императора.