Современная система государственного управления претерпевает значительные изменения в части взаимодействия с обществом. Одним из важнейших инструментов этого взаимодействия является PR.
Как подчеркивает В. А. Ачкасова, связи с общественностью в государственном секторе необходимы для «формирования устойчивого общественного консенсуса и легитимности решений власти» [1]. Следует отметить, что понимание ролиPR в государственном управлении формировалось исторически. ИнституционализацияPR-деятельности в государственном секторе берет начало в XIX веке. Одним из первых примеров целенаправленного государственногоPR стала деятельность Амоса Кендалла — советника президента США Эндрю Джексона, выполнявшего функции пресс-секретаря. Он не только готовил публичные обращения, но и координировал неформальную группу советников. [8].
XX век ознаменовался бурным развитием государственных коммуникаций, особенно в периоды мировых войн. Так, создание Комитета общественной информации в США в годы Первой мировой войны стало важной вехой в формировании государственнойPR-машины. В дальнейшем, в годы Великой депрессии и Второй мировой войны, правительственные структуры начали применять более системный подход к коммуникациям, создавая специализированные агентства по связям с общественностью. [4]
Как подчёркивает В. Д. Сидорова, PR в системе государственного управления следует рассматривать не только как инструмент информирования, но и как важнейший стратегический ресурс, направленный на укрепление доверия к власти[9]. В отличие от коммерческого сектора, государственныеPR-структуры взаимодействуют с максимально широкой и разнородной аудиторией. Это требует учета интересов различных социальных групп, институтов гражданского общества и профессиональных сообществ. Таким образом, PR-специалисты становятся медиаторами между властью и обществом, способствуя поиску точек согласия.
Основные задачи PR на современном этапе: развитие субъектного участия граждан, налаживание диалога между властью и обществом, укрепление механизмов общественного контроля. Основные функции PR в государственном управлении согласно исследованию К. С. Лысовой: информационная, коммуникативная, организационная и другие, способствующие укреплению доверия к власти[8].
Эти функции позволяют органам государственной власти не только доносить информацию до населения, но и эффективно управлять общественными ожиданиями, снижать уровень социальной напряженности и укреплять доверие к институтам государства [6]. В научной литературе сложилось несколько подходов к пониманию задач и функций PR в сфере государственного управления. Ранние модели связывались преимущественно с информационно функцией. Так, по мнению И. А. Быкова, на начальном этапе становления PR в государстве основное внимание уделялось" созданию у граждан необходимого восприятия принимаемых решений", то есть формированию одностороннего воздействия [1].
С развитием демократии и информационного общества акценты начали смещаться. М. М. Васильева подчёркивает, что начиная с концаXX века, задачи PR стали включать не только передачу информации, но и двустороннюю коммуникацию с обществом, а также учёт общественных ожиданий в процессе принятия управленческих решений [7].
С. Б. Дохолян рассматривает PR как стратегический инструмент формирования доверия к власти, а также как механизм обратной связи, необходимый для легитимации управленческих решений [6]. Подчеркивается важность «разделяемых ценностей» как основы эффективной коммуникации между властью и обществом.
Ю. Е. Бурова в своих исследованиях акцентирует внимание на функциональной многослойности PR, выделяя не только традиционные информационные и организаторские функции, но и гносеологическую, прогностическую, социологическую, что свидетельствует о глубоких изменениях в природеPR-деятельности [2].
Современные цели PR, по В. Д. Сидоровой, определяются уже не столько задачей "поддержки имиджа власти", сколько необходимостью согласования интересов общества и государства, особенно в условиях роста гражданской активности и цифровизации[9]. В таблице 1 представлена эволюция целей и задач PR.
Развитие научных представлений оPR в государственном управлении отражает переход от инструментального пониманияPR к концептуализации его как элемента управленческой и политической стратегии[5].
Так, в классических исследованиях Джеймса Гранта и Карла PR рассматривался как форма психологического влияния, направленного на изменение установок аудитории. Этот подход стал основой для моделей одностороннего PR-коммуникационного воздействия, характерных для началаXX века.
В 1984 году Джеймс Груниг в совместной работе с Тодом Хантом предложил четырёхмодельную концепциюPR, где двусторонняя симметричная модель признаётся наиболее эффективной в демократических обществах. «Связи с общественностью в государственном секторе должны стремиться к симметричной коммуникации, обеспечивая обратную связь и вовлечение граждан в процессы принятия решений», — утверждает Груниг [4].
В отечественной науке А. Г. Комков в ряде публикаций указывает на необходимость интеграции PR с государственным стратегическим планированием, подчёркивая, что: «СовременныйPR в публичной сфере выходит за рамки оперативной реакции и становится частью прогнозного и аналитического блока государственного управления» [7].
Е. Л. Вартанова и О. А. Павлова отмечают в своих исследованиях, что PR должен выполнять роль коммуникационного мостика, в том числе в цифровом пространстве. В условиях цифровизации основное внимание уделяется управлению информационными потоками, быстрому реагированию, репутационному мониторингу и «коммуникационному участию» населения. [3]
Сравнительный анализ подходов позволяет выделить эволюцию понимания PR в госсекторе» (таблица 2).
На современном этапе PR в государственном управлении выполняет ключевую функцию медиатора между властью и обществом. Эффективные коммуникации становятся условием легитимности власти, её устойчивости и способности к модернизации. Всё большую роль играют цифровые коммуникации, инструменты big data и искусственного интеллекта, трансформирующие подходы к управлению общественным мнением. Развитие PR-инструментов, адаптация к цифровой среде и подготовка профессиональных кадров являются неотъемлемыми элементами успешного государственного администрирования.
Автор: Карина Бакеева (бакалавриат Департамента экономики и управления).
Источник: Бакееева, К. Р. Функции и задачи PR в государственном управлении: как они менялись со временем/ К. Р. Бакеева //Проблемы реализации прав человека и гражданина в условиях современных социальных трансформаций : Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Ф.М. Рудинского, г. Москва, 26 апреля 2024 г.