Музей флорентийской мозаики нашла случайно в октябре, но когда начинала выстраивать маршрут желание ехать пропадало. Дни становились короче и сумрачней, а хотелось ярких красок и новых впечатлений. В выходной день с разговорами и короткими остановками дошли до оконечности Петроградского острова и вошли в тепло и уют частного музея.
Основатель арт-галереи Борис Лазаревич Ошкуков, жил и работал реаниматологом в Великом Новгороде. С наступлением 90-х, жизнь стала меняться, и врач вместе с супругой переехал в Петербург. В городе на Неве основал логистическую компанию по доставке фармацевтических товаров. Дела у Бориса Лазаревичи шли хорошо и семейная пара начала путешествовать по миру. В одной из поездок по Италии они приобрели панно, выполненное в технике флорентийской мозаики. С этого сувенира и началась коллекция Ошкукова.
Довольно скоро предприниматель увлекся мозаикой сам и в нулевых решил учиться этому искусству на кафедре декоративной живописи в академии Штиглица. Для работ Б.Л. Ошкукова выделено отдельное помещение, кроме панно представлены абстрактные фигуры без названий.
Флорентийская мозаика зародилась во Флоренции, в конце 16 века. В Уффици основали мастерскую и разработали технику, которая используется до сих пор. Создание одной мозаичной работы при современных технологиях требует нескольких месяцев, над большим панно художник трудится от четырех месяцев и больше. Кропотливый труд уникален тем, что над творениями не властно время, они не тускнеют и «живут» не одно столетие.
В России флорентийская мозаика появилась при Елизавете Петровне. Наши мастера быстро освоили мозаичное искусство и в 19 веке достойно конкурировали с учителями-итальянцами. В советское время флорентийская мозаика приобрела монументальность, потеряв свою легкость и воздушность.
Создание мозаики начинается с нанесения контура рисунка, затем идет подборка камней. Для заготовок в основном используется оникс, яшма, лазурит, чароит, малахит, кварц. Для меня было открытием разнообразие яшмы – уникальный камень.
Пластины вырезают по контуру эскиза и подгоняют друг к другу так, чтобы не было видно стыков. Заготовки должны быть одинаковой толщины и художнику без знания свойств камня не обойтись, потому что оттенки могут изменить задуманный цвет композиции. Чем больше разновидностей камней использовано мастером, тем ярче и интересней композиция. На словах все просто, на деле наверняка много тонкостей и сложностей.
Музей занимает квартиру в элитном доме на набережной реки Ждановки, состоит из пяти залов. Женщина экскурсовод начала свой рассказ в коридоре, где стены украшены портретами хорошо знакомых нам исторических личностей.
Потом мы перешли в зал Санкт-Петербурга, - сразу увидела мозаику с Зимней канавкой. Экскурсовод рассказывал, а я смотрела на родной пейзаж и глаз не могла отвести. Казанский собор в футуристическом стиле меня не впечатлил. У двери была еще одна работа, которая мне понравилась, легкая, не яркая как белая ночь, названия не запомнила. Женщины в основном фотографировали Никольский морской собор и букеты цветов на противоположной стене.
Зал Дальнего Востока встретил динамикой на каждом панно: тигры, медведи, птицы. Все необычно и масштабно как и сам край.
Запомнился натюрморт в смешанном стиле: «Так и съела бы»^)
В зале мастерской Андрея Белякова нашлось место мебели для элитных интерьеров. Беляков сумел запустить производство часов с мозаичным циферблатом, - довольно необычно, но на любителя.
В конце коридора два портрета переносят в Калининградский музей янтаря. Впечатление, что работы выполнял один мастер. На мой вопрос так ли это экскурсовод ответил, что автор один и тот же человек.
До открытия музея на Ждановской улице семья Ошкуковых жила на Большой Конюшенной в доме 5, почти соседи (наш дом №13), но ни от кого не слышала, что Борис Лазаревич приглашает в свою квартиру желающих увидеть работы современных мастеров. Вероятно, о его коллекции знал узкий круг людей, причастных к геологии, мы же просто интересующиеся.
Петербургский музей флорентийской мозаики единственный в России. Кроме экскурсий галерея проводит мастер-классы и лекции. В стране работает около 20 мастерских, которые создают не только панно, но и изготавливают вставки для мебели и ювелирных украшений. Стоимость изделий приличная и едва ли рассчитана на среднестатистического потребителя.
Во времени нас не ограничивали, и после экскурсии я попыталась снять ролик. На экране все выглядит бледно и не передает оттенки камня. С другой стороны, можно получить представление о мастерстве наших современников.
Какая из работ вам понравилась больше?
Спасибо, что прочитали!