Моторы, способные проехать сотни тысяч километров без капитального ремонта, создавались в эпоху, когда надёжность стояла выше маркетинга и экологических норм. Сегодня производители делают двигатели, рассчитанные на 200-300 тыс. км — этого достаточно для гарантийного периода и последующей перепродажи. Но раньше всё было иначе.
Nissan RB26DETT
Рядная "шестёрка" объёмом 2,6 л устанавливалась на Nissan Skyline GT-R с 1989 по 2002 г. Чугунный блок, алюминиевая головка с 24 клапанами, два распредвала и главная фишка — шесть отдельных дроссельных заслонок вместо одной. Система twin-turbo официально выдавала 280 л.с., но реальные замеры показывали все 330 л.с. Причина занижения — джентльменское соглашение японских автопроизводителей об ограничении мощности.
RB26DETT прославился невероятным потенциалом для тюнинга. Даже при лёгких доработках мотор выдаёт до 600 л.с. и спокойно проходит 400 тыс. км без ремонта. Стоковые версии в штатных режимах выхаживают до миллиона километров, хотя это редкость — большинство владельцев Skyline R32, R33 и R34 предпочитают агрессивную езду. При максимальной форсировке двигатель способен развить более 1400 л.с.
BMW M60
V-образная "восьмёрка" объёмом 3,0 и 4,0 л выпускалась с 1992 по 1996 г., заменив рядный 6-цилиндровый M30. Для снижения веса использовались алюминиевые блок и головки. Цилиндры получили практически неизнашиваемое покрытие Nikasil, стойкое к механическому износу, но чувствительное к сере в топливе.
В 90-х канадский и американский бензин содержал повышенное количество серы, что разрушало никасиловое покрытие. В странах с качественным топливом M60 показывал безремонтные пробеги в 500 тыс. км, а отдельные экземпляры уходили за миллион. Споры о надёжности этих моторов не утихают до сих пор — всё зависело от географии эксплуатации. Двигатели устанавливались на BMW 5-й и 7-й серий.
Toyota 4A-FE
Классический 4-цилиндровый агрегат с чугунным блоком и алюминиевой головкой производился с 1987 по 1998 г. Рабочий объём 1,6 л, мощность всего 113 л.с. — цифры более чем скромные. Toyota делала ставку на топливную экономичность, но инженеры настолько удачно оптимизировали мощность и крутящий момент, что двигатель достойно вёл себя даже в тяжёлых машинах.
После переноса производства Toyota Carina E в Англию в 1994 г. первые моторы комплектовались блоком управления Bosch, который можно было перепрограммировать для увеличения мощности. 4A-FE неприхотлив к обслуживанию, спокойно работает на 92-м бензине без потери ресурса. Миллион километров для него не предел, хотя без капиталки до этой цифры доходят не все экземпляры.
Мотор устанавливался на Toyota Avensis, Carina, Corolla, Celica и Corona до 2002 г. Единственное важное требование — своевременная замена свечей. Конструктивных проблем у агрегата нет.
Toyota 1UZ-FE
V-образные "восьмёрки" Toyota с индексом UZ выпускаются с 1989 г. Линейка включает три основных модификации с объёмами 4,0, 4,7 и 4,3 л. Все варианты получили по 32 клапана и работают исключительно в паре с автоматическими КПП.
Первым стал 1UZ-FE, дебютировавший в августе 1989-го на Toyota Crown S130. Месяцем позже он появился под капотом Lexus LS400. Маркировка расшифровывается так: цифра указывает на генерацию, буквы UZ обозначают семейство, F — клапанный механизм DOHC, E — систему электронного впрыска.
Для тяжёлых внедорожников и пикапов инженеры создали 2UZ-FE на 4,7 л. В отличие от алюминиевого блока младшего брата, здесь применили чугунный — для повышения прочности. Настройки оптимизировали под работу на средних оборотах, где требуется максимальная тяга.
Моторы UZ заслужили статус легендарных благодаря ресурсу — сотни тысяч километров без серьёзного ремонта для них обычное дело.
Volkswagen 1.9 TDI
1.9 TDI разработали в начале 90-х, и с тех пор он стал эталоном надёжности. Конструкция получилась настолько удачной, что легла в основу современных 2-л дизелей концерна. Благодаря продуманной архитектуре, ремонтопригодности и отсутствию сложных систем мотор завоевал любовь миллионов автовладельцев по всему миру.
Дебют состоялся в 1991-м на Audi 80 четвёртого поколения. 90-сильный вариант сразу произвёл фурор: динамичный разгон до "сотни" за 13-14 сек. при расходе всего 6 л на 100 км. Ключевые преимущества — уверенный холодный пуск даже в мороз и выдающаяся долговечность. Многие экземпляры проходят по полмиллиона километров, а некоторые добираются до миллиона.
Из минусов — характерный дизельный звук и ощутимая вибрация, особенно в бюджетных моделях. Различные версии мотора устанавливались на Audi и Volkswagen с начала 90-х до 2012 г.
Toyota 2AR-FE
Бензиновый двигатель объёмом 2,5 л устанавливался на Toyota RAV4 и Camry. При 179 л.с. и 233 Нм крутящего момента характеристики отлично подходят для кроссовера. Мотор совершенно неприхотлив к топливу — можно заливать даже 92-й бензин без зазрения совести.
Цепь ГРМ избавляет от проблем с клапанами, её замена необходима раз в 200 тыс. км. А вот ресурс двигателя уходит далеко за миллион километров благодаря продуманности конструкции и отсутствию слабых мест. Самый яркий пример использования — Toyota Camry, где этот агрегат играл особую роль в течение долгого периода выпуска модели.
2AR-FE прост в обслуживании, не требует особых условий сервиса и замечательно настроен по соотношению мощность-расход. Все автомобилисты, столкнувшиеся с этой силовой установкой, отмечают невероятную надёжность. Даже в самом плохом случае двигатель выхаживает до полумиллиона километров.
Эпоха миллионников уходит
Современные экологические нормы и бизнес-модели автопроизводителей делают создание сверхнадёжных моторов нецелесообразным. Производить двигатели, которые переживут несколько поколений владельцев, просто невыгодно. Поэтому перечисленные агрегаты остаются легендами — напоминанием о том времени, когда инженеры создавали моторы на века, а не на гарантийный срок.