Найти в Дзене

Ирина Купченко о театре

Зачем человек приходит в театр? Нет-нет, совсем не для того, чтобы снять стресс, хотя поводов для стресса всегда хватает. В театр нужно прийти для того, чтобы попытаться разобраться в себе. Потому что никакое искусство не даёт ответы на вопросы. Искусство помогает эти вопросы сформулировать. А ответов нет — ни у нас, артистов, ни у кого! Но попытаться разобраться в возникающих вопросах вместе с теми, кто сидит в зале, — вот это, мне кажется, театр может.
Театр же всегда говорит о человеке, о его страхах и радостях, его сомнениях. И смысл театра, как и всякого искусства, — помогать жить. Мы с вами бежим, бежим по кругу, проживая так каждый день. А театр «останавливает» этот бег, показывая главные моменты жизни человека. И, когда зритель видит, что герой погряз в таких же страстях, «как и я», но смог выйти из этой ситуации, это даёт ему повод для раздумий. Во всяком случае, спектакли Театра Вахтангова — они все в этой системе координат.
Такой факт напомню: «Принцесса Турандот» была

Зачем человек приходит в театр? Нет-нет, совсем не для того, чтобы снять стресс, хотя поводов для стресса всегда хватает. В театр нужно прийти для того, чтобы попытаться разобраться в себе. Потому что никакое искусство не даёт ответы на вопросы. Искусство помогает эти вопросы сформулировать. А ответов нет — ни у нас, артистов, ни у кого! Но попытаться разобраться в возникающих вопросах вместе с теми, кто сидит в зале, — вот это, мне кажется, театр может.

Театр же всегда говорит о человеке, о его страхах и радостях, его сомнениях. И смысл театра, как и всякого искусства, — помогать жить. Мы с вами бежим, бежим по кругу, проживая так каждый день. А театр «останавливает» этот бег, показывая главные моменты жизни человека. И, когда зритель видит, что герой погряз в таких же страстях, «как и я», но смог выйти из этой ситуации, это даёт ему повод для раздумий. Во всяком случае, спектакли Театра Вахтангова — они все в этой системе координат.

Такой факт напомню: «Принцесса Турандот» была поставлена в тяжелейшее время. 1922 год. Разруха, голод, нищета, гражданское противостояние сильнейшее. И вот Вахтангов выпускает этот спектакль. В зале не топят, люди сидят прямо в пальто. А на сцену выходят женщины в вечерних платьях с голыми плечами, мужчины в смокингах, с бабочками и начинают играть сказку.

Вот в этом суть нашего театра — заставить зрителя задуматься и понять, что, несмотря ни на что, жизнь прекрасна. Что нужно жить, верить, надеяться и любить. Любить эту жизнь. Хотя это, наверное, в принципе закон искусства. Нам искусство помогает жить.