Найти в Дзене
Around Art

51 Российский Антикварный салон и 11 Lifestyle Искусство интерьера: в защиту классики

Просто размышления на фоне антиквариата и всего остального Текст: Галина Мумрикова Конец прошлого месяца ознаменовался завершением 51 Антикварного салона, который проходил в Гостином дворе, поставив Восток (вернее, Восход) в качестве главной темы. С выбором Востока все более или менее понятно, хотя, конечно, далеко не у всех галерей получилось этот самый Восток-Восход обозначить. Помимо обычных раскладов в СМИ самого разного уровня прозвучали в адрес Салона и упреки: похоже, мол, на базар, никакого единого дизайна и т. п. Фото: пресс-служба Экспо-парк Фото: пресс-служба Экспо-парк Фото: пресс-служба Экспо-парк Упрекать, конечно, дело нехитрое: сама этим иногда занимаюсь. Что касается данного мероприятия, то невольно вспоминаются времена, когда Салон существовал в ЦДХ на нескольких этажах, когда о единой застройке не могло быть речи в принципе, потому что ЦДХ сам напоминал улей, в котором все роли были распределены согласно расценкам и «городить огород» было незачем и не с кем. Тог

Просто размышления на фоне антиквариата и всего остального

Текст: Галина Мумрикова

Конец прошлого месяца ознаменовался завершением 51 Антикварного салона, который проходил в Гостином дворе, поставив Восток (вернее, Восход) в качестве главной темы. С выбором Востока все более или менее понятно, хотя, конечно, далеко не у всех галерей получилось этот самый Восток-Восход обозначить.

Помимо обычных раскладов в СМИ самого разного уровня прозвучали в адрес Салона и упреки: похоже, мол, на базар, никакого единого дизайна и т. п.

Фото: пресс-служба Экспо-парк
Фото: пресс-служба Экспо-парк
Фото: пресс-служба Экспо-парк
Фото: пресс-служба Экспо-парк
Фото: пресс-служба Экспо-парк
Фото: пресс-служба Экспо-парк

Упрекать, конечно, дело нехитрое: сама этим иногда занимаюсь. Что касается данного мероприятия, то невольно вспоминаются времена, когда Салон существовал в ЦДХ на нескольких этажах, когда о единой застройке не могло быть речи в принципе, потому что ЦДХ сам напоминал улей, в котором все роли были распределены согласно расценкам и «городить огород» было незачем и не с кем. Тогда все было вперемежку: антиквариат, ювелиры, живопись, декоративно-прикладное искусство, мебель… Были компании, которые годами занимали свои места, и завсегдатаи могли ходить по Салону с закрытыми глазами. Тогда на 3 этаже «квартировали» вроде кто попроще, а некоторые посетители вообще туда даже не заглядывали.

-4
-5
А.Зверев. Портрет балерины Натальи Касаткиной. 1966. Галерея Меандр Антик
А.Зверев. Портрет балерины Натальи Касаткиной. 1966. Галерея Меандр Антик
Фрагмент экспозиции галереи Кирилла Данелия
Фрагмент экспозиции галереи Кирилла Данелия

Сейчас, в Гостином дворе, многое упорядочилось, появились новые «фишки», одна из которых – самая мощная – раздел Lifestyle Искусство Интерьера, которая проходила уже 11-й раз. Интерьер и антикварные галереи стала разделять условная ювелирная улица, где расположились известные российские ювелирные бренды. «Прикладники», особенно продавцы фарфора, вообще всегда были в фаворе и считается, что свою коллекционную привлекательность они будут сохранять и дальше. Современное искусство, которое каким-то чудесным образом тоже сосуществует в контексте антиквариата, чувствует себя очень даже неплохо.

-8
Работа Ирины Митриковой
Работа Ирины Митриковой
Елена Кириллова, Современная мозаика
Елена Кириллова, Современная мозаика
-11

Антикварный Салон в Москве впервые проходил в 1996-м году, преодолел всяческие перипетии и в 2026-м будет праздновать юбилей – 30 дет.

Много это или мало? Смотря с чем сравнивать…

И.Кабаков. Лесной пейзаж. 1957-1961. Галерея Меандр Антик
И.Кабаков. Лесной пейзаж. 1957-1961. Галерея Меандр Антик
Светлана Дитятовская. Вечный двигатель. Натуральная кожа, акрил, фрагменты банкнот, 2025
Светлана Дитятовская. Вечный двигатель. Натуральная кожа, акрил, фрагменты банкнот, 2025
Сыетлана Дитятовская. Сиянье дня. Бронза, мрамор, резка, полировка, художественное патинирование, 2025
Сыетлана Дитятовская. Сиянье дня. Бронза, мрамор, резка, полировка, художественное патинирование, 2025
-15

Так, роскошное Биеннале антикваров (Biennale des Antiquaires), которое по сути было антикварной ярмаркой, появилось в 1956 году. По сравнению в московской просто-таки «старичок». Ярмарка проводилась в Гран Пале, и в 2014 году, когда внутри руководства уже начались трения, произошла его смена, о которой мы узнали уже постфактум. В 2014-м, мне посчастливилось там побывать. Да, поразила не столько роскошь, сколько единая дизайнерская застройка, в которой и галереи, и посетители чувствовали себя комфортно. К журналистам относились с должным пиететом. И все же в 2021-м Национальный синдикат антикваров заявил, что Биеннале антикваров прекращает свое существование. Причины? Поссорились антиквары и ювелиры, новое руководство не выстроило правильную стратегию – да что говорить!

Ровесник Парижскому биеннале брюссельская ярмарка BRAFA (Brussels Art Fair), которая также стартовала в 1956 году. Разрастаясь, выставка меняла площадки и по стилю она больше похожа на наш Салон, поскольку на ней представляются все направления искусства – от предметов древности до картин и скульптур, причем экспертную оценку проходят все без исключения экспонаты и пробраться туда подделкам очень трудно. В 2025-м мне посчастливилось посетить, на которой главной сенсацией стала акварель Винсента Ван Гога «Мельница Альфонса Додэ в Фонвьей», написанная в 1888 году.

Самая молодая ярмарка искусства это, конечно, Frieze, современная художественная ярмарка, которую открыли а 2002-м основатели одноименного журнала. Случай, возможно, и не единичный, но выставка вскоре стала отрастать другими проектами. Сначала на ней присутствовало только Contemporary. Теперь она проводится в четырех городах, и к ней в 2012-м добавился проект Frieze Masters.

Вообще сейчас, когда мы становимся все больше отрезанными от Западного рынка и смотрим в сторону Востока, когда происходит некая переориентировка коллекционирования, когда появляется возможность учиться и сравнивать - институции, которые стараются сохранить наработанное, такие как Экспо Парк и его Антикварный салон, неплохо бы это для начала хотя бы ценить.

А единый дизайн в Гостином дворе очень даже возможен. Просто надо постараться.

#выставки#искусство#антиквариат#живопись#декоратино-прикладное искусство#51 антикварный салон&lifestyle Искусство интерьера#Гостиный двор#