Просто размышления на фоне антиквариата и всего остального
Текст: Галина Мумрикова
Конец прошлого месяца ознаменовался завершением 51 Антикварного салона, который проходил в Гостином дворе, поставив Восток (вернее, Восход) в качестве главной темы. С выбором Востока все более или менее понятно, хотя, конечно, далеко не у всех галерей получилось этот самый Восток-Восход обозначить.
Помимо обычных раскладов в СМИ самого разного уровня прозвучали в адрес Салона и упреки: похоже, мол, на базар, никакого единого дизайна и т. п.
Упрекать, конечно, дело нехитрое: сама этим иногда занимаюсь. Что касается данного мероприятия, то невольно вспоминаются времена, когда Салон существовал в ЦДХ на нескольких этажах, когда о единой застройке не могло быть речи в принципе, потому что ЦДХ сам напоминал улей, в котором все роли были распределены согласно расценкам и «городить огород» было незачем и не с кем. Тогда все было вперемежку: антиквариат, ювелиры, живопись, декоративно-прикладное искусство, мебель… Были компании, которые годами занимали свои места, и завсегдатаи могли ходить по Салону с закрытыми глазами. Тогда на 3 этаже «квартировали» вроде кто попроще, а некоторые посетители вообще туда даже не заглядывали.
Сейчас, в Гостином дворе, многое упорядочилось, появились новые «фишки», одна из которых – самая мощная – раздел Lifestyle Искусство Интерьера, которая проходила уже 11-й раз. Интерьер и антикварные галереи стала разделять условная ювелирная улица, где расположились известные российские ювелирные бренды. «Прикладники», особенно продавцы фарфора, вообще всегда были в фаворе и считается, что свою коллекционную привлекательность они будут сохранять и дальше. Современное искусство, которое каким-то чудесным образом тоже сосуществует в контексте антиквариата, чувствует себя очень даже неплохо.
Антикварный Салон в Москве впервые проходил в 1996-м году, преодолел всяческие перипетии и в 2026-м будет праздновать юбилей – 30 дет.
Много это или мало? Смотря с чем сравнивать…
Так, роскошное Биеннале антикваров (Biennale des Antiquaires), которое по сути было антикварной ярмаркой, появилось в 1956 году. По сравнению в московской просто-таки «старичок». Ярмарка проводилась в Гран Пале, и в 2014 году, когда внутри руководства уже начались трения, произошла его смена, о которой мы узнали уже постфактум. В 2014-м, мне посчастливилось там побывать. Да, поразила не столько роскошь, сколько единая дизайнерская застройка, в которой и галереи, и посетители чувствовали себя комфортно. К журналистам относились с должным пиететом. И все же в 2021-м Национальный синдикат антикваров заявил, что Биеннале антикваров прекращает свое существование. Причины? Поссорились антиквары и ювелиры, новое руководство не выстроило правильную стратегию – да что говорить!
Ровесник Парижскому биеннале брюссельская ярмарка BRAFA (Brussels Art Fair), которая также стартовала в 1956 году. Разрастаясь, выставка меняла площадки и по стилю она больше похожа на наш Салон, поскольку на ней представляются все направления искусства – от предметов древности до картин и скульптур, причем экспертную оценку проходят все без исключения экспонаты и пробраться туда подделкам очень трудно. В 2025-м мне посчастливилось посетить, на которой главной сенсацией стала акварель Винсента Ван Гога «Мельница Альфонса Додэ в Фонвьей», написанная в 1888 году.
Самая молодая ярмарка искусства это, конечно, Frieze, современная художественная ярмарка, которую открыли а 2002-м основатели одноименного журнала. Случай, возможно, и не единичный, но выставка вскоре стала отрастать другими проектами. Сначала на ней присутствовало только Contemporary. Теперь она проводится в четырех городах, и к ней в 2012-м добавился проект Frieze Masters.
Вообще сейчас, когда мы становимся все больше отрезанными от Западного рынка и смотрим в сторону Востока, когда происходит некая переориентировка коллекционирования, когда появляется возможность учиться и сравнивать - институции, которые стараются сохранить наработанное, такие как Экспо Парк и его Антикварный салон, неплохо бы это для начала хотя бы ценить.
А единый дизайн в Гостином дворе очень даже возможен. Просто надо постараться.
#выставки#искусство#антиквариат#живопись#декоратино-прикладное искусство#51 антикварный салон&lifestyle Искусство интерьера#Гостиный двор#