17 ноября в Русском Доме в Белграде открылись вторые Дни Эрмитажа в Сербии, международный культурный проект, организованный главным музеем России и компанией «Газпром нефть» при поддержке министерства культуры Республики Сербии.
Флагманским событием фестиваля культуры Дни Эрмитажа в Сербии стала выставка «Пётр Великий и Сербия» о первом российском императоре, поднявшим отношения сербского и русского народов на новый уровень.
«Летний сад — мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома», — писал в одном из писем к жене самый известный русский поэт Александр Пушкин. Он жил в XIX веке в Санкт-Петербурге — городе, который столетием раньше воздвиг первый российский император Пётр Великий.
Помимо всего прочего, монарх-реформатор позаботился о том, чтобы в новой столице огромного государства было место, способное дать фору паркам Версаля. Так в самом сердце города появился Летний сад. Этот знаменитый парк объединяет с личностями Петра Великого и Александра Пушкина фигура серба Саввы Рагузинского-Владиславича — человека, который посвятил жизнь не только службе российскому государю, но и поддержке своего народа.
Савва Лукич Владиславич появился на свет в январе 1669 года. Сведения о месте его рождения разнятся. Одни источники указывают на окрестности города Херцег-Нови, другие — на село Ясеник, что возле города Гацко. Отец будущего сподвижника российского императора занимался торговлей, этим же делом увлёкся и Савва. Ещё подростком он вместе с родными пережил сильное потрясение: османы напали на имение Владиславичей и разорили его. Из-за этого семья была вынуждена бежать в Дубровницкую республику и поселиться в Дубровнике. В те времена город назывался Рагуза, отчего Савва Лукич и получил своё прозвище.
Рагузинский довольно успешно продолжил дело отца. Юношей он отправился в Венецию, побывал в Испании и Франции, где не только занимался коммерцией, но и изучал экономику. Связи торговца с Россией завязались в Константинополе, там Савва Лукич повстречался с посланником Российского государства Емельяном Украинцевым. Для своего нового знакомого Рагузинский раздобыл тексты договоров Османской Порты с Англией, Австрией и Венецианской республикой.
Очевидно, что Савва Лукич обладал талантами не только коммерсанта, но и дипломата. Хорошо зная особенности политической жизни Турции, он создал сеть торговых представительств, охватившую Венецию, Францию и Порту. Причём использовал её не только в интересах коммерции. Это детище Рагузинского иногда называют первой российской разведывательной сетью за рубежом.
Несмотря на успех, которого добился Савва Лукич, политические перемены вновь заставили его бежать. И снова от турок. После того как на троне Мустафу II сменил Ахмет III, Рагузинский принял решение отправиться в Россию. Поговаривают, что уехал торговец не с пустыми руками, а прихватив ценные сведения о турецких вооружённых силах и портах.
В 1704 году Савва Рагузинский оказался в Москве. С собой он привёз трёх арапчат (темнокожих слуг), выкупленных из рабства в Константинополе. Среди них был и Ибрагим Ганнибал, прадед Александра Пушкина.
Годом раньше в крепости Шлиссельбург, недавно взятой петровскими войсками, Савва Лукич познакомился с русским царём. К слову, именно на период правления Петра Великого пришёлся расцвет русско-сербских связей. Для преобразования России в морскую державу Пётр приглашал специалистов с территории современной Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины.
Многие сербы, жившие вблизи Австро-Венгерской границы, поступили на службу в русскую армию, был даже укомплектован отдельный Сербский гусарский полк, участвовавший в Прутском походе и Полтавской битве (центральное сражение в войне России против Швеции). После завершения войны полк этот был распущен, но через два года сформирован вновь.
Отношения с османами, от которых пострадала семья Рагузинского, у Петра Великого тоже были непростыми. С самого начала правления царь пытался заполучить выход к Чёрному морю для своей страны и свободу для православных славян, из-за чего и воевал с турками с переменным успехом.
Неудивительно, что Петр тепло принял Рагузинского. Монарх улыбнулся, крепко обнял и трижды поцеловал гостя. От царя Савва Лукич получил жалованную грамоту, дававшую право на 10 лет свободной торговли в России.
Шли годы, карьера Рагузинского развивалась, и доверие к нему государя только крепло. Одним из символов расположения Петра I к Савве Лукичу стал Летний сад.
Санкт-Петербург был основан в 1703-м году, а один из самых знаменитых его парков заложен годом позже. Задуманный как летняя царская резиденция, Летний сад разместился на острове Усадица в самом сердце города. С разных сторон его омывают реки Нева, Фонтанка, Мойка и Лебяжья канавка. Обустройством сада занимался в том числе и Рагузинский. По легенде, именно он составил самую первую программу разбивки и украшения Летнего сада, который и сегодня, в 2025 году, остаётся любимым местом горожан и одной из главных достопримечательностей Петербурга.
С 1716 по 1722 год Савва в качестве представителя Петра Великого вёл переговоры в Риме и Венеции, он наладил поставку смолы и воска из России в Италию, где имел многолетние связи. Обратно корабли шли с мрамором и скульптурами для государева парка, среди которых однажды оказалась и статуя Венеры Таврической (её приобрёл для русского царя один из его агентов). Узнав об этой покупке, римский губернатор распорядился конфисковать древний памятник. Однако Савва Лукич добился того, чтобы сделка состоялась. Он отправился в Рим и, при поддержке друга, кардинала Оттобони, убедил папу римского «отпустить» Венеру в Россию. Поначалу статую установили в Летнем саду, а позже передали в собрание Эрмитажа, где она хранится до сих пор.
Савва Лукич поддерживал Петра Великого на протяжении всей его жизни. Рагузинский не только способствовал обогащению художественных собраний Петербурга, но и содействовал монарху в военных и дипломатических делах. Он отправлял в город на Неве сводки о событиях на Апеннинском полуострове, а также о войне Венеции с Турцией. Когда в 1721 году Сенат провозгласил Петра императором, этот титул признали не все страны Европы. Первой приняла новый статус русского монарха Венецианская республика, в чём есть немалая заслуга Рагузинского.
В качестве советника Савва помогал в подготовке к Полтавской битве, участвовал в русско-турецкой войне, занимался вопросами православного Востока. Савва Лукич первым предложил обратиться к христианским народам Балкан с призывом поддержать Россию в конфликте с Турцией, видя в Петре Великом надежду на освобождение своего народа от Османской империи. Так Рагузинский оставил «сербский след» в истории Санкт-Петербурга и укрепил связи двух братских стран.