Найти в Дзене
Истории об истории

Беатрис Поттер, или Кролики это не только ценный мех

Если вам когда-нибудь доводилось задуматься о том, каким образом приличная викторианская барышня из почтенного семейства может превратиться в автора книжек про кроликов в синих сюртучках, то я вам скажу - это требует определённого склада характера. А именно: упрямства, граничащего с ослиным, страсти к грибам, доходящей до научного безумия, и решительного нежелания выходить замуж за кого бы то ни было, одобренного родителями. Беатрис Поттер родилась в 1866 году в Лондоне, в семье настолько респектабельной, что от одного взгляда на их дом на Болтон-Гарденс у случайных прохожих немедленно выпрямлялась спина и появлялось желание надеть ещё одну пару перчаток. Отец её, Руперт Поттер, был адвокатом, который практиковал ровно столько, сколько требовалось для поддержания статуса, а именно - нисколько. Семейные деньги, унаследованные от дедушки, владевшего ситценабивной фабрикой, позволяли ему предаваться куда более возвышенным занятиям, например фотографии и посещению художественных клубов.

Если вам когда-нибудь доводилось задуматься о том, каким образом приличная викторианская барышня из почтенного семейства может превратиться в автора книжек про кроликов в синих сюртучках, то я вам скажу - это требует определённого склада характера. А именно: упрямства, граничащего с ослиным, страсти к грибам, доходящей до научного безумия, и решительного нежелания выходить замуж за кого бы то ни было, одобренного родителями.

Беатрис Поттер родилась в 1866 году в Лондоне, в семье настолько респектабельной, что от одного взгляда на их дом на Болтон-Гарденс у случайных прохожих немедленно выпрямлялась спина и появлялось желание надеть ещё одну пару перчаток. Отец её, Руперт Поттер, был адвокатом, который практиковал ровно столько, сколько требовалось для поддержания статуса, а именно - нисколько. Семейные деньги, унаследованные от дедушки, владевшего ситценабивной фабрикой, позволяли ему предаваться куда более возвышенным занятиям, например фотографии и посещению художественных клубов.

-2

Мать Беатрис, Хелен, была женщиной того особого сорта, который встречается исключительно в определённых кругах викторианского общества. Она искренне полагала, что дети существуют для того, чтобы их видели как можно реже, а слышали и того меньше. Воспитание отпрысков Хелен доверила нянькам и гувернанткам, справедливо рассудив, что материнская любовь лучше всего выражается на расстоянии, желательно двух-трёх этажей.

Маленькая Беатрис и её младший брат Бертрам росли на третьем этаже особняка, в детских комнатах, куда родители заглядывали примерно с той же частотой, с какой комета Галлея посещает окрестности Земли. Это, впрочем, имело свои преимущества. Предоставленные самим себе, дети превратили свои комнаты в настоящий зверинец.

Стоит сделать отступление и заметить, что викторианские дети обладали совершенно особым талантом к контрабанде животных. Современный ребёнок может тайком принести домой котёнка или, в крайнем случае, хомяка. Беатрис и Бертрам умудрялись содержать на третьем этаже респектабельного лондонского дома: кроликов (нескольких), мышей (множество), ежа, лягушек, тритонов, летучую мышь и однажды - змею, что, пожалуй, было уже некоторым излишеством даже по меркам того времени.

-3

Кролик по имени Бенджамин Баунсер стал первым официальным питомцем Беатрис. Она водила его на прогулки на поводке. Зрелище, надо полагать, изрядно смущавшее соседей, которые и без того не знали, что думать об этом странном семействе. Бенджамин позировал для рисунков, носил кукольную одежду, с достоинством, которое делало бы честь любому английскому джентльмену. И, по всей видимости, отлично понимал свою роль в будущей истории английской литературы.

После Бенджамина был Питер - ещё один кролик, ставший прототипом самого знаменитого литературного зайцеобразного после Мартовского Зайца. Питер Паф, как его звали, обладал характером независимым и склонностью к побегам. Беатрис делала с него бесконечные зарисовки, с тщательностью изучая каждое движение ушей и носа.

Образование Беатрис было, как это водилось в приличных семьях, домашним. Никаких школ для девочки из хорошего дома - только гувернантки, которые сменяли друг друга с регулярностью, наводящей на мысли о том, что работа в семействе Поттер не отличалась особой привлекательностью. Беатрис училась рисованию, музыке, французскому и немецкому. Последние два предмета она освоила настолько хорошо, что впоследствии свободно читала научные труды на обоих языках - навык, который, согласитесь, не часто находит применение в светских беседах.

Каждое лето семейство Поттер покидало Лондон и отправлялось на север - сначала в Шотландию, затем в Озёрный край. Эти летние месяцы стали для Беатрис отдушиной. После затхлых комнат на Болтон-Гарденс, после серого лондонского неба - холмы, озёра, овцы, разбредающиеся по склонам, как живые облака. Здесь она могла рисовать с утра до вечера, собирать растения и грибы, наблюдать за животными в их естественной среде, а не в импровизированном зверинце на третьем этаже.

-4

К двадцати годам Беатрис превратилась в молодую женщину, и весьма своеобразную. Она была не то что бы дурна собой - скорее, обладала тем типом внешности, который современники деликатно называли «интересным». Невысокая, с несколько длинноватым носом и глазами, смотрящими на мир с выражением человека, обдумывающего что-то совершенно постороннее. Что, как правило, и было правдой - Беатрис могла думать о спорах грибов посреди званого обеда.

Ах да, грибы! Это была её настоящая страсть в те годы. Беатрис рисовала их сотнями - с точностью, которая приводила в восторг немногих учёных мужей, удостоившихся чести видеть её работы, и в полное недоумение - всех остальных. Она изучала микологию с усердием, граничащим с одержимостью, переписывалась с директором Королевских ботанических садов Кью, и даже написала научную работу о размножении грибов.

Викторианская Англия была не самым гостеприимным местом для женщины, возомнившей себя учёным. Когда работа Беатрис была представлена Линнеевскому обществу - самой почтенной организации натуралистов в стране - её даже не допустили на заседание. Женщинам вход был воспрещён. Работу зачитал кто-то из мужчин, и она была благополучно забыта на следующие сто лет, пока общество не удосужилось принести посмертные извинения.

Разочарование в научной карьере, возможно, стало тем толчком, который направил Беатрис к иному призванию. А возможно, дело было в письме.

В 1893 году Беатрис написала письмо Ноэлю Муру - сыну своей бывшей гувернантки. Мальчик болел, и, чтобы его развлечь, Беатрис сочинила историю о четырёх маленьких кроликах по имени Флопси, Мопси, Хвостик и Питер. «Дорогой Ноэль, - писала она, - не знаю, о чём тебе написать, так что расскажу историю о четырёх крольчатах...»

Дальнейшее вы знаете, хотя, возможно, не знаете, как именно это произошло. Прошло семь лет, прежде чем Беатрис одолжила то самое письмо у уже подросшего Ноэля, переписала его, добавила иллюстраций и попыталась опубликовать.

Издатели отказывали с единодушием, которое делало бы честь хоровому коллективу. Формат был неправильный - слишком маленький. Цветные иллюстрации - слишком дорогие. История - слишком короткая. Кролики - слишком... кролики.

Беатрис, будучи женщиной упрямой и располагающей некоторыми средствами, поступила единственно разумным образом: она издала книжку сама. В декабре 1901 года появились первые двести пятьдесят экземпляров «Сказки о Питере Кролике» - скромное частное издание для друзей и родственников.

Книжка разошлась мгновенно. Издательство Фредерика Уорна, ранее отказавшее автору, внезапно передумало. В 1902 году вышло первое коммерческое издание - с цветными иллюстрациями, маленького формата (именно такого, который издатели считали неправильным), по цене в один шиллинг. За первый год было продано пятьдесят тысяч экземпляров.

-5

К сорока годам Беатрис Поттер была автором более десятка книжек-картинок, известных по всей Англии и за её пределами. У неё был доход, достаточный для независимости. И у неё был Норман Уорн - младший сын в издательском семействе, её редактор, друг, а затем и жених.

Родители Беатрис пришли в ужас. Норман был, безусловно, приличным человеком, но - торговец! Пусть даже книжный торговец - всё равно торговец. Не пара для дочери, не из их круга. Миссис Поттер устраивала сцены. Мистер Поттер хмурился. Беатрис, которой было сорок лет, впервые в жизни не уступила.

Помолвка продлилась месяц. В августе 1905 года Норман умер от лейкемии.

История Беатрис Поттер, при всей её чудаковатости и юморе, не лишена подлинного трагизма. Она потеряла человека, которого любила, так и не успев выйти за него замуж. Единственное, что у неё осталось - это работа.

И ферма.

На гонорары от книг Беатрис купила ферму Хилл-Топ в Озёрном крае - в тех самых местах, где прошли лучшие летние месяцы её детства. Она не могла там жить постоянно - родители по-прежнему требовали её присутствия в Лондоне, но приезжала при каждой возможности. Ферма стала фоном для её новых книг: «Сказка о миссис Тигги-Винкль», «Сказка о Джереми Фишере», «Сказка о Томе Киттене»...

А в 1913 году, к изумлению всех знакомых, сорокасемилетняя Беатрис вышла замуж за Уильяма Хилиса - местного адвоката, помогавшего ей в земельных делах. Родители снова были в ужасе - ещё сильнее, чем в первый раз! Местный провинциальный адвокат! Но на сей раз Беатрис даже не стала спорить. Она просто сделала по-своему.

Последние тридцать лет её жизни были посвящены не книгам, а овцам. Точнее, особой породе овец - хердвикам, приземистым и выносливым, с серой шерстью и чёрными мордами. Беатрис стала одним из самых уважаемых овцеводов в округе, первой женщиной-президентом Ассоциации заводчиков хердвикских овец. Она ходила в старых твидовых юбках и грубых башмаках, разговаривала с фермерами на местном диалекте и совершенно забыла о том, что когда-то была лондонской барышней.

-6

Книги Беатрис почти перестала писать - зрение подводило, да и, положа руку на сердце, овцы занимали её куда больше, чем кролики. Последняя её книжка вышла в 1930 году.

Беатрис Поттер умерла в 1943 году, в разгар войны, оставив Национальному фонду более четырёх тысяч акров земли в Озёрном крае - пятнадцать ферм и многие мили бесценных английских холмов. Всё это было куплено на деньги от продажи книжек про кроликов.

Питер Кролик, я полагаю, был бы доволен. Хотя, будучи кроликом, он, вероятно, предпочёл бы огород мистера Макгрегора любым холмам и озёрам. Но это уже совсем другая история.