Найти в Дзене
Балканист

Как посланники Петра Великого морскому делу у серба учились

17 ноября в Русском Доме в Белграде открылись вторые Дни Эрмитажа в Сербии, международный культурный проект, организованный главным музеем России и компанией «Газпром нефть» при поддержке министерства культуры Республики Сербии. Флагманским событием фестиваля культуры Дни Эрмитажа в Сербии стала выставка «Пётр Великий и Сербия» о первом российском императоре, поднявшим отношения сербского и русского народов на новый уровень. История русско-сербских связей — это не только события, но и конкретные люди, сыгравшие судьбоносную роль в становлении двух стран. Сегодня благодаря труду историков и балканистов известно всё больше имён таких людей. Это и дипломаты, и военачальники, и священнослужители, специалисты творческих профессий. А знаете ли вы, что у истоков создания русского флота стоял серб? Его звали Марко Мартинович, моряк и математик из Пераста. Мартинович родился в 1663 году и, по имеющимся данным, несмотря на сербское происхождение, был католиком. В неполные 30 лет он основал и р

17 ноября в Русском Доме в Белграде открылись вторые Дни Эрмитажа в Сербии, международный культурный проект, организованный главным музеем России и компанией «Газпром нефть» при поддержке министерства культуры Республики Сербии.

Флагманским событием фестиваля культуры Дни Эрмитажа в Сербии стала выставка «Пётр Великий и Сербия» о первом российском императоре, поднявшим отношения сербского и русского народов на новый уровень.

История русско-сербских связей — это не только события, но и конкретные люди, сыгравшие судьбоносную роль в становлении двух стран. Сегодня благодаря труду историков и балканистов известно всё больше имён таких людей. Это и дипломаты, и военачальники, и священнослужители, специалисты творческих профессий.

А знаете ли вы, что у истоков создания русского флота стоял серб? Его звали Марко Мартинович, моряк и математик из Пераста.

-2

Мартинович родился в 1663 году и, по имеющимся данным, несмотря на сербское происхождение, был католиком. В неполные 30 лет он основал и руководил одной из первых признанных мореходных школ в мире! Появилась она в Перасте, который с давних пор славился морскими капитанами и кораблестроителями далеко за пределами Боко-Которского залива. Благодаря географическому положению и тесным связям с Венецианской республикой этот город стал центром морской науки и торговли. Первая корабельная верфь появилась здесь ещё в XIV веке! А к середине XVIII века у Пераста было 50 собственных больших кораблей. Перастские моряки веками приобретали опыт, бороздя воды Адриатического, Ионического и Средиземного морей, и завоевали репутацию умелых навигаторов. В общем, место для открытия мореходной школы было выбрано неспроста.

Отмечая достижения Мартиновича в морской науке, Венецианская республика в 1698 году поручает ему обучение морскому делу 17 дворян из России, посланных самим царём Петром Великим. Русский самодержец придавал огромное значение образованию и науке, пытался перенимать самые передовые технологии и опыт за рубежом. Подготовку и наличие собственных специалистов в самых различных областях Пётр считал обязательным условием для построения новой и развитой России. Не был исключением и флот, без которого русский царь не представлял военного и торгового могущества своей страны. Именно поэтому он отправил группу молодых людей учиться морскому делу, как говорят русские, «за море».

Морская школа Марко Мартиновича стала уникальным явлением своего времени. В течение 1698-1699 годов русские дворяне и офицеры обучались основам мореплавания, навигации и управления кораблями. Среди учеников школы были представители российской знати — князья и даже родственники царя. Кроме того, эту же школу закончил Матия (Матвей) Змаевич, который позже станет адмиралом русского флота.

Программа обучения посланников Петра I включала как теорию, так и практические навыки. Молодые русские дворяне осваивали астрономию, морскую географию, правила маневрирования на воде и основы артиллерии. Однако, что не менее важно, они перенимали морскую культуру и дисциплину, которые необходимы для успешного управления флотом.

Отдельные историки утверждают, что русские кадеты теорию изучали в Венеции (в Венецианской морской академии), а навигационную практику и мореплавание осваивали в самом Прерасте.

В городе сохранился даже дом, где располагалась навигационная школа Марко Мартиновича.

А полотно неизвестного автора, хранящееся в городском музее Пераста, является ещё одним документальным свидетельством подготовки русских мореплавателей в Боко-Которском заливе.

-3

По окончании школы все ученики Мартиновича получили подтверждённые венецианским Сенатом свидетельства о том, что они «искусны в морской науке, знают компас и все виды ветров, читают навигационные карты и продемонстрировали свои знания на практике в морских походах». В высоком качестве обучения царь Пётр смог убедиться, устроив выпускникам экзамен по их возвращении на Родину. Царь не верил словам и сам хорошо владел целым рядом навыков, связанных с морским делом.

Как ни странно, в итоге ни один из обучавшихся в Перасте дворян не связал свою жизнь с морем, но многие заняли высокие посты в Российском государстве.

Обучение, полученное в школе Марко Мартиновича, стало одним из первых шагов на пути к созданию сильного русского флота. Успехи, достигнутые российским флотом в Северной войне против Швеции (особенно первая победа в Гангутском сражении), в значительной мере были результатом усилий Петра Великого и знаний, полученных в Перасте.

Мореходная школа Марка Мартиновича является примером того, как сотрудничество между народами и передача опыта может привести к значительным национальным достижениям.

Сегодня память о Марке Мартиновиче и его школе остаётся неотъемлемой частью истории Сербии, Черногории и России, являясь не только примером профессионализма, но и символом единства славянских народов.