Почему история Кейт — это не только очередная рождественская история, но и глубокий психологический портрет.
А сегодня мы с вами разберём, наверное, один из моих самых любимых фильмов последнего времени, и он как раз в пору — это фильм «Рождество на двоих».
Кстати, в нём играет одна из моих любимых актрис - Эмили Кларк.
Фильм начинается со сцены, где девочка Катарина поет в христианском хоре, мать ей любуется и гордится, в глазах видно любовь и гордость.
А следующий кадр нам показывает уже не Катарину, а молодую женщину Кейт с очередным бокалом пива в руках, и она не прочь провести время в объятиях мужчины, с которым только что познакомилась.
Эти две настолько разные сцены говорят нам о превращении невинной чистой девочки, выступающей в церкви к молодой женщине, которая живет по принципу «Что-нибудь подвернётся». Фраза человека, который плывет по течению жизни.
В уже взрослом возрасте она работает продавцом в магазине рождественских сувениров и мечтает стать певицей.
Первое впечатление о ней не самое приятное: у неё постоянно беспорядочные связи, она снимает комнату, из которой её выгоняют за неуплату, и довольно прохладно относится к своей работе. Кейт не только безразлична к тому, где она будет жить и как, но и к своему здоровью, регулярно пропуская визиты к врачу.
Глядя на неё, хочется сказать, что это потерянный человек, который не знает, чего хочет от жизни, себя. Но если к ней присмотреться более внимательно, то она - портрет человека в жизненном кризисе и кризисе идентичности.
Это мы хорошо видим в том, как она постоянно находится в двойственности: она хочет быть певицей, но работает продавцом.
Кейт из семьи эмигрантов из Югославии. Периодически в фильме делают отсылки на то, что они когда-то переехали, и сколько сложностей их семья переживает в связи с переездом, который случился уже достаточно давно: отец вынужден таксовать, мать боится агрессии от местных жителей и боится депортации.
И наша главная героиня почти на протяжении всего фильма поправляет мать и отца, которые называют ее Катериной, «Я-Кейт», - говорит она. Будто отвергает свои югославские корни. Но теперь даже странно так говорить, ведь такой страны нет. Но и англичанкой она не стала.
Не стоит выпускать из вида и то, что Кейт-была болезненной девочкой, а теперь проблем со здоровьем нет. Однако ей рекомендованы регулярные визит к врачу. Будто она не больна, но и не здорова.
То есть ни одну из идентичностей она не может реализовать в полной мере.
И такая дуальность ей свойственна.
В этом контексте крайне интересно рассмотреть то, где она работает.
Это магазин рождественских сувениров. Это не просто магазин подарков и украшений для дома - это детская часть Кейт.
Сложно представить более волшебное, чудесное место, где появляются все самые искренние эмоции, которые только могут быть у человека: радость, восторг, радость, восхищение.
Но как она к этому относится: опоздание на работу для норма, на её лице постоянно недовольное выражение, скептическое отношение к тем товарам, которые там продаются, и к своей начальнице.
Это нам говорит, что Кейт не очень внимательна и добра к своей детской части.
Все потрясения, которые выпали на её долю — болезнь сердца в детстве, война на родине, переезд, адаптация к новому месту — сделали её нечувствительной к своим эмоциям, своей детской части.
И в этом месте особенно становится интересным её взаимодействие с её начальницей. У неё интересное имя - Санта, и это голос её детской части. Она постоянно призывает Кейт относиться внимательнее к работе, вовлекает её, заставляет сделать что-то в магазине.
Однако, кроме сопротивления и раздражения у Кейт ничего не возникает в ответ на подобные действия.
Этот же конфликт идентичности можно увидеть в отношениях с семьёй. Главная героиня описывает отношение матери к себе как "Злость, стыд, презрение, отвращение" и "Я разочаровываю ее сотней разных способов". С детства мама заботилась о ее здоровье и продолжает проявлять чрезмерную опеку, что выражается и в любви к дочери, и в контроле над уже взрослой дочерью.
Для матери болезнь дочери стала возможностью ее реализации: она почувствовала себя нужной и значимой, внимание врачей и медсестёр было обращено к ней, а ее жизнь обрела миссию. Гиперопека матери и вера в "всегда болеющую маленькую девочку" привела опять же кризису идентичности Кейт.
Она больше не могла быть "тяжело больной дочерью", которая воплощала все мамины мечты в жизнь: пение, повод быть замеченной другими. Поэтому она и плакала, когда мама ей пела колыбельную, когда она вернулась домой, в очередной раз испытывая трудности со съемам жилья: ее слезы были о том, что она так и осталась незамеченной матерью в своей боли и страдании, а лишь является той, что подвела мать и не исполнила ее мечты. Естественно, вернуться в семью для Кейт - согласиться с этой ролью. Отсюда столько бунта в поведении и полном игнорировании всей семьи.
Отсюда и произрастают конфликтные отношения с близкими людьми: она хочет быть частью этой семьи, но не может согласиться с той ролью, что ей приписывают, а ту, которой она является – семья не принимает.
Единственный человек, кто её выручает, — это её замужняя беременная подруга. Но и там у Кейт получается всё разрушить, постоянно навлекая в устойчивый вклад семьи хаос и разруху, из-за чего муж подруги уже не рад её видеть. Опять же, мы видим, что подруга в замешательстве и не очень понимает, как помочь Кейт.
Поэтому все, что она может сделать - это присутствовать скорее на функциональном уровне: предложить ночлег, покормить, а вот душевные разговоры не задаются.
И это растерянность свойственна тем, кто находится рядом с человеком в кризисе - нет понимания, что делать, любые попытки приблизиться отвергаются, эти усилия не принимаются и не оцениваются по достоинству.
Кейт — это человек, живущий по программе саморазрушения в этом кризисе. Она ничего не делает, чтобы из него выбраться, а всё больше и больше продолжает в нём закапываться, разрушая себя алкоголем, беспорядочными связями, саботажем на работе, и тем, что постоянно находится в поиске себя, но никаких решений не принимает и ответственности на себя не берёт.
Пришло самое время обратить внимание, что все события фильма разворачиваются в канун Рождества. Вспомним, что это праздник рождения Иисуса.
Так и в фильме мы видим, как внешняя среда толкает Кейт к ее новому рождению: у нее не ладятся отношения с соседками по квартире, все отношения носят развлекательный характер, и как отмечает ее начальница Санта "Скоро ты потеряешь всех друзей". Но Кейт сопротивляется переменам, она отталкивает тех, кто хочет ей помочь.
И наверное, так бы продолжалось дальше, судя по тому, как ведёт себя Кейт, если бы в какой-то момент в её жизни не появился очень интересный, милый и достаточно тёплый Том.
По фильму он - призрак человека, который связан с Кейт. В ней – его сердца, которое она получила в результате трансплантации. Фактически девушка пережила не просто операцию, а замену своего, пусть и больного сердца, на чужое, которое для нее инородное. После пережитого, у неё не было ресурсов соприкоснуться с этим событием, поэтому они были заблокированы, так называемой диссоциативной амнезией.
В психологии и психотерапии это называется травмирующее событие.
А если смотреть с точки зрения психологии, то он — её здоровая часть. У каждого человека есть как детская часть, так и взрослая, а также здоровая часть. И вот здесь наступает роль Тома.
Молодой человек настойчиво и с уважением разворачивает энергию Кейт с саморазрушения на созидание.
Он помогает ей замечать жизнь вокруг себя: птица в городе, настойчивые предложения прогуляться вместо привычных быстрых знакомств без обязательств, узкая улочка, необычная вывеска в кафе, и люди, что находятся рядом, проявляет интерес к ее чувствам и помогает ей увидеть не только свои страдания, но м переживания других людей. Он создает ситуации, чтобы она пробовала новое и обратила внимание на свою жизнь, показывая ей радость новизны и удовольствие от новых рисков, вместо хорошо выученного убегания от проблем.
Благодаря его мягкой настойчивости она смогла принять его внимание и заботу, что до него никому не удавалось.
Том проявляет чуткость к ней, и обращает внимание на нее саму, постепенно пробуждая ее интерес к жизни. Шаг за шагом. Ему интересно не то, как она живет и что делает или, в ее случае, не делает. Он любопытен к ней самой: что она чувствует, какие у нее мотивы в тех или иных решениях.
И, когда он впервые ее привел к приюту бездомных в качестве альтернативы ночевки на улице- это был поворотный момент. Первая реакция у нее была - отвращение! Здесь она явно отделяет себя от них, "Я не они", - думает она.
Но если мы посмотрим на приют для бездомных как на метафору травмированной части, то наконец становятся доступны воспоминания, которые были под диссоциативной амнезией. Ее первичное «Фу» на приют - это распространенная реакция людей с травмой на первичные воспоминания: они избегают контакта с тем, и теми, кто может напомнить им об этих событиях, и чувствах, что остались подавленными, а также много стыда и отвращения по отношению к себе и другим, кто оказался в подобной ситуации.
Поэтому здесь появляется ранее оборванный контакт с семьей. Он напоминает ей, что есть и другой вариант – пойти к родителям. Между перспективой провести ночь среди бродяг или в доме родителей, она выбирает последнее. И это становится началом ее интеграции – обращается к своим корням.
Он постоянно показывает ей, что есть варианты: остаться с ночевкой на улице или позвонить родителям, брезговать приютом бездомных или помогать этому приюту. Из роли человека, который ни на что не влияет он возвращает ей активную позицию в жизни.
Для Тома было удивительно, что Кейт хочет получить роль в мьюзикле в ледовом шоу, не умея кататься на коньках. И ведет ее на лед, чтобы она впервые встала на коньки. Он показывает ей, что она живет в фантазиях.
После этого она начинает быть не просто наблюдателем, а включается в жизнь: помогает Санте завязать отношения, становится волонтёром в приюте для бездомных.
Наша главная героиня получает то, ей не хватало - он принимает ее в моменты слабости и уязвимости, растерянности и отчаянии, становясь для нее новым опытом, где есть место не только критике, но и поддержке.
И как только появилась достаточно сил и внутренней устойчивости, она наконец все вспомнила и смогла соприкоснуться со своей травмированной частью после операции.
Благодаря этому у нее появляется контакт с той собой, которая была травмирована болезнью и пересадкой сердца. С ним она чувствует, что есть место ей и ее переживаниям, и ей нужно заботиться о том, что он напугается или защищаться от всепоглощающей заботы мамы. Тут появляется место ей самой.
Так, она говорит фразы, которая ярче всего описывает ее кризис "Я не чувствую себя живой, я чувствую себя полумертвой" и "Кто же я?", оплакивая свое утраченное сердце, мечту стать певицу и быть особенной.
Если посмотреть внимательно, то можно заметить - весь фильм Том появляется в самые сложные моменты жизни, показывая как можно по-другому относится к себе и другим, то внезапно исчезает. Кейт в моменты его отсутствия скучает, грустит, злится, и, конечно, боится.
И здесь у героини была развилка: отчаяться, что ее спасителя нет и вернуться к прошлому привычному поведению уничтожения себя и своей жизни или продолжить жить так, как показывает ей Том: с интересом к жизни, внимании к тем, кто ее окружает.
Их поцелуй - метафора того, что теперь он стал ее частью, а прощание - олицетворение, что теперь ей не нужен кто-то другой для спасения, у неё есть контакт и опора на здоровую часть.
И как только появилась достаточно сил и внутренней устойчивости и она, наконец, все вспомнила, она выходит из роли "больной девочки", которую оправдывает мама.
Наш эльф-продавец рождественских сувениров занимает активную позицию в жизни взрослой женщины: мирится с сестрой, помогает матери вливаться в общество страны, где они теперь живут, талант певицы начинает направлять не для того, чтобы быть особенной, а во благо другим - собирает деньги для приюта пением на улице.
Так она становится тем, кто может помогать, а не тем, кто постоянно запрашивает помощь для себя.
В итоге мы видим концерт, который Кейт проводит в приюте для бездомных в костюме эльфа, где собрались все важные для неё люди: родители, Санта, её сестра, все те бездомные, кому она помогала.
Это не просто концерт, а интеграция всех ее частей, которые она видит и признает! Ей удалось выйти из внутреннего конфликта и примирить в себе все споры, обретая ресурсы из каждой своей части.
Смотрели ли вы фильм "Рождество на двоих"? Какие мысли возникли при прочтении разбора?
Подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться на просторах интернета!