Найти в Дзене

«Они всё равно услышат по-своему» Часть 2.

Продолжаю серию о подрастающих детях, начало тут. Все примеры взяты из реальных разговоров с детьми на практикуме «Терапия словом». Мы с Артёмом Соловейчиком много слушали и наблюдали. И в 90% случаев дети описывали свои ощущения одной и той же фразой: «Они всё равно услышат по-своему». Ребенок говорит: «Мне страшно». А в ответ от нас слышит: «Да ладно, не преувеличивай». Объясняет, почему не хочет куда-то идти. А мы ему: «Да брось, ты просто ленишься». Он пытается поделиться переживанием, а слышит: «Ерунда, пройдёт». Вот он, момент, когда всё меняется. Ребенок очень тонко чувствует, когда мы, взрослые, перестаём быть с ним в разговоре и уходим в свой опыт. Диалог обрывается, даже если он продолжается внешне. У ребенка остаётся ощущение: «То, что я сказал, перестало быть моим. Его перевели на чужой язык». Я многое пересмотрела в разговоре, когда это поняла. Первый шаг для меня — просто замечать, как я слушаю. Какие защитные механизмы включаются во мне ещё до того, как ребёнок договор

Продолжаю серию о подрастающих детях, начало тут.

Все примеры взяты из реальных разговоров с детьми на практикуме «Терапия словом».

Мы с Артёмом Соловейчиком много слушали и наблюдали. И в 90% случаев дети описывали свои ощущения одной и той же фразой: «Они всё равно услышат по-своему».

Ребенок говорит: «Мне страшно». А в ответ от нас слышит: «Да ладно, не преувеличивай». Объясняет, почему не хочет куда-то идти. А мы ему: «Да брось, ты просто ленишься». Он пытается поделиться переживанием, а слышит: «Ерунда, пройдёт».

Вот он, момент, когда всё меняется. Ребенок очень тонко чувствует, когда мы, взрослые, перестаём быть с ним в разговоре и уходим в свой опыт. Диалог обрывается, даже если он продолжается внешне.

У ребенка остаётся ощущение: «То, что я сказал, перестало быть моим. Его перевели на чужой язык».

Я многое пересмотрела в разговоре, когда это поняла.

Первый шаг для меня — просто замечать, как я слушаю.

Какие защитные механизмы включаются во мне ещё до того, как ребёнок договорил фразу.

А что, если в эти моменты попробовать стать слушателем, водой?

Не той, куда бросили камешек, и пошли круги.

А той, что тихо отражает — без волн, без тревог, без вечного посыла «я-то знаю лучше».

Иногда мне это удаётся. Иногда нет. Был период, когда в ответ на мои усилия я получила две недели полной тишины. И это тоже опыт.

Напишите, замечали ли вы в себе моменты, когда слышите ребёнка через свой опыт, а не через его слова. Иногда одно маленькое наблюдение меняет наши отношения с другом.

А я буду продолжать рассказывать, что ещё трудно выдерживать нашим детям. Так, возможно, нам будет проще увидеть, где наши дети ощущают себя услышанными, а где их слова теряются и обрывается нить нашей связи.