Поляки всегда снимали хорошее кино.
Стоит только вспомнить фильмы таких режиссеров, как Анджей Вайда, Ежи Гофман, Ежи Кавалерович, Роман Полански….
Современное польское кино тоже интересно и не бесталанно.
Вот, скажем, ретро-детектив 2025г. «Бреслау». В Польше его назвали лучшим сериалом года. И не случайно.
О фильме «Бреслау» я читала в сети много положительных отзывов. Конечно, была заинтригована. Решила посмотреть. И не пожалела. Оторваться было невозможно. Перипетии сюжета заставляют у экрана сидеть, как говориться, на иголках. Все 8 серий – на одном дыхании.
События фильма разворачиваются в польском городе Бреслау (нынешний Вроцлав) накануне второй мировой войны, в 1936 году. Тогда Бреслау был немецким. Именно поэтому город пестрит зловещими свастиками, а фашисты чувствуют себя здесь как у себя дома. Впереди – Летние Олимпийские Игры, которые призваны стать, по замыслу нацистской верхушки, глобальной политической акцией, утверждающей величие и мощь Третьего рейха в масштабах мировой общественности. Но вот незадача. Бреслау сотрясает череда жестоких убийств. И это грозит сорвать Олимпиаду…
«Бреслау» снят по роману «короля польского нуара» Марека Краевского.
В сети среди отзывов о фильме я читала, что, дескать, роман «Призраки Бреслау», по которому и создан фильм, куда лучше, сильнее экранизации. Особенно по части воссоздания колорита эпохи. Спорить с этим мне трудно. К сожалению, пока не знакома с творчеством Краевского. (Надеюсь это исправить со временем).
Но тот визуал, что мы видим в фильме, бесспорно, впечатляет.
Все эти старинные улочки (Бреслау – город с тысячелетней историей), все эти ретро-автомобили, наряды элегантных пани, а также рестораны, трущобы, притоны – от всего веет ароматом эпохи, все поражает идентичностью. Что и не удивительно. Ведь фильм-то и снимали непосредственно в старинном Вроцлаве.
Вообще, «Бреслау» – это больше, чем детектив. Хотя с интригой тут все в порядке. Держит зрителя в неослабевающем напряжении. И по законам жанра злодей практически не уловим. И мотивация его преступлений причудлива. И сам он оказывается персоной неожиданной.
Но «Бреслау» – это еще и животрепещущая психологическая драма. За которой с интересом наблюдаешь благодаря прекрасной режиссуре и превосходной актерской игре.
Герои «Бреслау» – это самый веский повод посмотреть этот фильм.
Они привлекают своей изменчивостью и неоднозначностью.
Скажем, главный герой – расследующий изощренную серию убийств комиссар полиции Франц Подольский. Поляк по происхождению, он живёт и работает в родном славянском городе, изуродованном фашистскими знаменами, в городе, где хозяйничают и диктуют свои условия немцы.
Подольский, прежде всего, – крепкий профи. К тому же человек честный и бескомпромиссный. А вот на типичного следака он вовсе не похож. Слишком эмоционален, вспыльчив. Никакой уравновешенности и холодной головы. Совершенно независимый, а порой и необузданный темперамент. Иной раз идет на поводу захлестнувших эмоций, не думая о последствиях.
Чего стоит эпизод пьяного дебоша, который устраивает этот комиссар-сорвиголова, чтоб оскорбить приехавшего контролировать следствие Гиммлера. А отчаянный прыжок с моста – тоже тот еще эпатаж.
В общем, Подольский – экстравагантный тип. Но дело свое он знает. И страшно запутанное преступление раскрывает, и злодея обезвреживает.
Но вот финал комиссара неожиданен и трагичен. Потому что мы видим не доблестного полицейского-победителя, а уничтоженного морально человека, потерявшего в ходе своего расследования самое дорогое. И, похоже, утратившего смысл жизни….
Другой запоминающийся персонаж – жена Франца Подольского, Елена. Она меня раздражала весь фильм. Избалованная мажорка, безбашенная эгоистка. Дама с низкой социальнойответственностью, как нынче говорят. В целом, супер-неприятная особа. Но в финальной серии, когда узнаешь о ней правду, когда видишь, чем все закончилось, проникаешься невольно к ней состраданием.
Еще запомнился антагонист комиссара Подольского, контролирующий процесс следствия, немецкий подполковник СС Иоганн Хольц. Непростой персонаж. С одной стороны, типичный фашистский служака, циничный и беспощадный. С другой стороны, за порогом своего кабинета – любящий и страдающий отец, сын которого – душевнобольной, а с такими в Третьем рейхе известно как поступали.
В фильме показан трагический внутренний конфликт этого самого Иоганна Хольца. Извечное столкновение долга и чувства. И как становится страшно, когда этот проклятый долг побеждает. И нацистский бонза уничтожает собственного сына.
В общем, «Бреслау» – фильм многослойный. Подойдет он и тем, кто любит залихватский сюжет. И тем, кто предпочитает поразмыслить над психологией образов.
Один, на мой взгляд, недостаток у этого фильма есть. Мало серий. А хотелось еще смотреть и смотреть.
Как всегда жду с интересом ваших мнений, дорогие читатели.
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.