Как-то уже стало стереотипом, что если фильм российский, многосерийный да еще и остросюжетный, то это очень плохо. (Хотя, к слову сказать, те, кто больше всех ругает нашу кинопродукцию, те и смотрят, в первую очередь).
Новый 10-серийный фильм «Константинополь», недавно прошедший по «НТВ», ну просто не мог не попасть под обстрел критики. Ее ругали предостаточно и в высказываниях простых зрителей, и в рецензиях профессионалов.
Почему? Думаю, прежде всего, потому что жанр такой ругательный. Детектив, претендующий на историчность. Да и страница истории, взятая для сюжета, – более чем смутная. Это тоже повод для битья.
О чем же «Константинополь»?
О русских эмигрантах, которые бежали из большевистской России в начале 20-х. Через Крым. И для которых турецкий берег на какое-то время (для некоторых и навсегда) стал новым пристанищем.
Эмигранты эти разные. Тут и бывшие белые офицеры, и русские аристократы, и врачи, и коммерсанты. Криминальный элемент, конечно, тоже.
И вот некоторые скажут: «Зачем затрагивать эту скользкую тему. Ведь был же замечательный советский фильм «Бег»?».
Насчет «Бега», кстати, очень верно. Надо сказать, что ряд аллюзий на этот уже ставший классикой фильм, конечно, в «Константинополе» присутствует.
Взять хотя бы главного героя, белого офицера Сергея Львовича Нератова. Он уж очень перекликается с небезызвестным Хлудовым. Есть, кстати, и своя Серафима. Барышня с более чем печальной судьбой.
Да и витающее над сонмом неприкаянных эмигрантов облако ностальгии, как и в «Беге», ощущается явственно.
Но, в целом, «Константинополь» несколько об ином.
«Бег» был о тоске по родине, невозможности выжить вдали от нее русскому человеку.
А вот «Константинополь», прежде всего, о том, насколько русскому человеку не рады на чужбине.
И это еще, мягко говоря.
По «Константинополю» выходит, что не только не рады, но и даже физически уничтожить готовы при случае. А что церемониться? Если перед тобой – чужеземец-изгой. (Кстати, в начале фильм так и хотели назвать – «Изгои»).
К слову сказать, русские отнюдь овечками не показаны. Напротив. Во всяком случае, отряд белых офицеров во главе с Нератовым. То ли спартанцы, то ли банд-формирование. Но, между прочим, цель-то у этой банды благая – спасти-защитить маленький русский мир: детей, женщин, стариков.
А вот подлинными бандитами как раз показаны те, от кого русские эмигранты защищаются – турки, англичане.
Особенно последние. Уроженцы туманного Альбиона показаны настоящими отморозками. Циниками и головорезами без жалости, стыда и чести.
К сожалению, создатели фильма не так уж погрешили против истины.
Во-первых, известно, что после первой мировой войны британцы и впрямь жестко контролировали ситуацию в Турции (согласно Версальским соглашениям). А попросту хозяйничали, как привыкли в своих колониях.
Во-вторых, к русским англичане никогда не относились как к равным. Не слишком отличая от туземцев.
Я, конечно, не специалист. И довольно темную, малоизвестную историю пребывания русских в Турции сто лет назад представляю поверхностно. Но интуиция подсказывает, что приблизительно так и могло быть для наших эмигрантов. А именно:
- беспредел чиновников в пунктах досмотра, когда отбирали самое ценное;
- абсолютное бесправие, отсутствие защиты со стороны власти и полиции;
- вероятная опасность погромов;
- безработица; и как следствие – вопиющая нищета, голод, вынужденный криминал.
В «Беге» все это культурно и мягко показано. В «Константинополе» – ярко, беспощадно, без купюр.
Что меня как зрителя привлекло больше всего в этом фильме?
Сюжет, конечно. Нельзя сказать, что абсолютно правдоподобный. Но лихо закрученный, держащий мертвой хваткой в напряжении, порой даже непредсказуемый.
А еще это история любви.
И даже не одна. Любовных линий в «Константинополе» несколько.
Бывшая баронесса (а ныне пария, вынужденная торговать собой), влюбленная в офицера.
Этот самый офицер, в свою очередь, потерявший голову от сестры своего заклятого врага.
Донельзя очарованный этой баронессой английский банкир.
Увлеченная русским доктором-эмигрантом турецкая медсестра.
Вот такие странные и страстные комбинации.
И практически все они плохо заканчиваются.
Еще одна причина привлекательности «Константинополя», как я всегда говорю, – местный колорит.
С ним все в порядке. Передан добросовестно. Константинополь столетней давности показан правдиво и впечатляюще, и со всех сторон. Вот вам узкие улочки древнего города. И шумные восточные базары. И сумрачные меблированные комнаты. И турецкий госпиталь. И русское кабаре. И кулачные бои, И эмигрантские ночлежки. И все ярко, насыщенно и смачно. И, как мне показалось, весьма правдоподобно.
Актеры.
Они в каждом фильме задают тон. Вот и здесь все на уровне.
Например, я буквально открыла для себя Сергея Марина. В «Константинополе» он разрушает свое чинно-благородное амплуа. Здесь он – отъявленный негодяй. Но последний аккорд его появления в кадре приобретает трагичное звучание. Сыгранный им коммерсант Саблин жертвует собой ради сестры…..
Не люблю Оксану Акиньшину. Но здесь она к месту. Этакая раскованная дама и жертвенная, и хитроватая….
Очень хорош Александр Устюгов в главной роли. Ему вполне удается создать образ суперменистого и брутального офицера, безжалостного к врагам, но отягощенного больной совестью и большим сердцем.
Просто восхищаюсь Кириллом Кяро. Его доктор Бородаевский – воплощение честного и порядочного чеховского интеллигента, к тому же великий ученый и наивный человек.
Хороши и малоизвестные актеры. Такие образы создают, что долго не забудешь. Одна рыжая Люська чего стоит. Просто неподражаемая мерзавка. При этом чертовски привлекательная.
И еще мне понравился финал. Когда после жути-жести всех этих убийств/преступлений/гонений/смертей буквально озаряет надежда. Сербский корабль увозит кучку уцелевших русских в новую жизнь, в родственную славянскую Сербию. Где будет все по-другому. По крайней мере, зрителю так хочется верить.
Как всегда жду с интересом ваших мнений, дорогие читатели.
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.