Найти в Дзене
В кино с Варварой

Этот фильм про изгоев-русских и очень нехороших турок-англичан все ругают, а меня он неожиданно зацепил

Как-то уже стало стереотипом, что если фильм российский, многосерийный да еще и остросюжетный, то это очень плохо. (Хотя, к слову сказать, те, кто больше всех ругает нашу кинопродукцию, те и смотрят, в первую очередь). Новый 10-серийный фильм «Константинополь», недавно прошедший по «НТВ», ну просто не мог не попасть под обстрел критики. Ее ругали предостаточно и в высказываниях простых зрителей, и в рецензиях профессионалов. Почему? Думаю, прежде всего, потому что жанр такой ругательный. Детектив, претендующий на историчность. Да и страница истории, взятая для сюжета, – более чем смутная. Это тоже повод для битья. О чем же «Константинополь»? О русских эмигрантах, которые бежали из большевистской России в начале 20-х. Через Крым. И для которых турецкий берег на какое-то время (для некоторых и навсегда) стал новым пристанищем. Эмигранты эти разные. Тут и бывшие белые офицеры, и русские аристократы, и врачи, и коммерсанты. Криминальный элемент, конечно, тоже. И вот некоторые скажут
Оглавление

Как-то уже стало стереотипом, что если фильм российский, многосерийный да еще и остросюжетный, то это очень плохо. (Хотя, к слову сказать, те, кто больше всех ругает нашу кинопродукцию, те и смотрят, в первую очередь).

Постер к фильму «Константинополь»
Постер к фильму «Константинополь»

Новый 10-серийный фильм «Константинополь», недавно прошедший по «НТВ», ну просто не мог не попасть под обстрел критики. Ее ругали предостаточно и в высказываниях простых зрителей, и в рецензиях профессионалов.

Почему? Думаю, прежде всего, потому что жанр такой ругательный. Детектив, претендующий на историчность. Да и страница истории, взятая для сюжета, – более чем смутная. Это тоже повод для битья.

 Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

О чем же «Константинополь»?

О русских эмигрантах, которые бежали из большевистской России в начале 20-х. Через Крым. И для которых турецкий берег на какое-то время (для некоторых и навсегда) стал новым пристанищем.
Эмигранты эти разные. Тут и бывшие белые офицеры, и русские аристократы, и врачи, и коммерсанты. Криминальный элемент, конечно, тоже.

И вот некоторые скажут: «Зачем затрагивать эту скользкую тему. Ведь был же замечательный советский фильм «Бег»?».

  Кадры из фильма "Бег"
Кадры из фильма "Бег"

Насчет «Бега», кстати, очень верно. Надо сказать, что ряд аллюзий на этот уже ставший классикой фильм, конечно, в «Константинополе» присутствует.

Взять хотя бы главного героя, белого офицера Сергея Львовича Нератова. Он уж очень перекликается с небезызвестным Хлудовым. Есть, кстати, и своя Серафима. Барышня с более чем печальной судьбой.

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

Да и витающее над сонмом неприкаянных эмигрантов облако ностальгии, как и в «Беге», ощущается явственно.

Но, в целом, «Константинополь» несколько об ином.

«Бег» был о тоске по родине, невозможности выжить вдали от нее русскому человеку.

А вот «Константинополь», прежде всего, о том, насколько русскому человеку не рады на чужбине.

И это еще, мягко говоря.

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

По «Константинополю» выходит, что не только не рады, но и даже физически уничтожить готовы при случае. А что церемониться? Если перед тобой – чужеземец-изгой. (Кстати, в начале фильм так и хотели назвать – «Изгои»).

К слову сказать, русские отнюдь овечками не показаны. Напротив. Во всяком случае, отряд белых офицеров во главе с Нератовым. То ли спартанцы, то ли банд-формирование. Но, между прочим, цель-то у этой банды благая – спасти-защитить маленький русский мир: детей, женщин, стариков.

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

А вот подлинными бандитами как раз показаны те, от кого русские эмигранты защищаются – турки, англичане.

Особенно последние. Уроженцы туманного Альбиона показаны настоящими отморозками. Циниками и головорезами без жалости, стыда и чести.

К сожалению, создатели фильма не так уж погрешили против истины.

Во-первых, известно, что после первой мировой войны британцы и впрямь жестко контролировали ситуацию в Турции (согласно Версальским соглашениям). А попросту хозяйничали, как привыкли в своих колониях.

Во-вторых, к русским англичане никогда не относились как к равным. Не слишком отличая от туземцев.

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

Я, конечно, не специалист. И довольно темную, малоизвестную историю пребывания русских в Турции сто лет назад представляю поверхностно. Но интуиция подсказывает, что приблизительно так и могло быть для наших эмигрантов. А именно:

- беспредел чиновников в пунктах досмотра, когда отбирали самое ценное;

- абсолютное бесправие, отсутствие защиты со стороны власти и полиции;

- вероятная опасность погромов;

- безработица; и как следствие – вопиющая нищета, голод, вынужденный криминал.

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

В «Беге» все это культурно и мягко показано. В «Константинополе» – ярко, беспощадно, без купюр.

Что меня как зрителя привлекло больше всего в этом фильме?

Сюжет, конечно. Нельзя сказать, что абсолютно правдоподобный. Но лихо закрученный, держащий мертвой хваткой в напряжении, порой даже непредсказуемый.

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

А еще это история любви.

И даже не одна. Любовных линий в «Константинополе» несколько.

Бывшая баронесса (а ныне пария, вынужденная торговать собой), влюбленная в офицера.

Этот самый офицер, в свою очередь, потерявший голову от сестры своего заклятого врага.

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

Донельзя очарованный этой баронессой английский банкир.

Увлеченная русским доктором-эмигрантом турецкая медсестра.

Вот такие странные и страстные комбинации.

И практически все они плохо заканчиваются.

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

Еще одна причина привлекательности «Константинополя», как я всегда говорю, – местный колорит.

С ним все в порядке. Передан добросовестно. Константинополь столетней давности показан правдиво и впечатляюще, и со всех сторон. Вот вам узкие улочки древнего города. И шумные восточные базары. И сумрачные меблированные комнаты. И турецкий госпиталь. И русское кабаре. И кулачные бои, И эмигрантские ночлежки. И все ярко, насыщенно и смачно. И, как мне показалось, весьма правдоподобно.

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

Актеры.

Они в каждом фильме задают тон. Вот и здесь все на уровне.

Например, я буквально открыла для себя Сергея Марина. В «Константинополе» он разрушает свое чинно-благородное амплуа. Здесь он – отъявленный негодяй. Но последний аккорд его появления в кадре приобретает трагичное звучание. Сыгранный им коммерсант Саблин жертвует собой ради сестры…..

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

Не люблю Оксану Акиньшину. Но здесь она к месту. Этакая раскованная дама и жертвенная, и хитроватая….

Очень хорош Александр Устюгов в главной роли. Ему вполне удается создать образ суперменистого и брутального офицера, безжалостного к врагам, но отягощенного больной совестью и большим сердцем.

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

Просто восхищаюсь Кириллом Кяро. Его доктор Бородаевский – воплощение честного и порядочного чеховского интеллигента, к тому же великий ученый и наивный человек.

Хороши и малоизвестные актеры. Такие образы создают, что долго не забудешь. Одна рыжая Люська чего стоит. Просто неподражаемая мерзавка. При этом чертовски привлекательная.

Кадр из фильма «Константинополь»
Кадр из фильма «Константинополь»

И еще мне понравился финал. Когда после жути-жести всех этих убийств/преступлений/гонений/смертей буквально озаряет надежда. Сербский корабль увозит кучку уцелевших русских в новую жизнь, в родственную славянскую Сербию. Где будет все по-другому. По крайней мере, зрителю так хочется верить.

Как всегда жду с интересом ваших мнений, дорогие читатели.

Фото из открытых источников интернет.

Фотоколлаж авторский.