Детство — это период, когда закладываются глубинные эмоциональные связи между едой и чувствами. Многие из наших «взрослых» пищевых привычек родом именно оттуда.
Дело в том, что детство — это не время осознанных решений, а период, когда пищевые привычки и эмоциональные связи с едой формируются стихийно, под влиянием семьи, культуры и случайных обстоятельств. Именно поэтому они так глубоко укореняются в психике.
🧠Нейропластичность мозга в детстве делает все привычки автоматическими.
Ребенок не в состоянии анализировать и сказать: «Бабушка, твои пирожки — это не про любовь, а про тревогу». Пищевые ритуалы семьи воспринимаются как норма («У нас в семье все едят так»). Впрочем, зачастую, как и лишний вес: «У нас все полные! Конституция такая» …
🧸 Ребенок всегда находится в эмоциональной зависимости от родителей.
Если родители используют еду как инструмент контроля и/или утешения, ребенок научится заедать эмоции, а не осознавать их.
Важен еще и тот факт, что родители передают детям свои пищевые привычки — как осознанно, так и неосознанно. Это происходит через поведенческие шаблоны, семейные традиции и эмоциональные ассоциации, заложенные в детстве родителей. Не имеет особого смысла винить родителей в ваших пищевых привычках, так как скорее всего они действовали в рамках своих установок, бездумно.
Какие ассоциации с едой формируют родители у своих детей:
1. «Еда = любовь и забота»💖
- это установка, при которой внимание, тепло и заботу в детстве подменяли едой. Взрослый продолжает бессознательно использовать пищу как способ проявить или получить любовь.
Примеры из жизни:
- Родители утешают плачущего ребенка конфетой вместо того, чтобы успокоить словами, все объяснить.
- Бабушка думает, что демонстрирует любовь и заботу через пирожки и обильные порции («Ешь больше, а то не вырастешь!»), заставляет есть, когда ребенок не голоден.
- Мама/бабушка обижается, если ребенок отказывается от приготовленной еды («Моя любовь измеряется тем, сколько ты съел»).
↪ Человек будет испытывать каждый раз чувство вины, если не доел («Она старалась, а я не оценил, я неблагодарный, поэтому, чтобы угодить и отблагодарить, я должен лопнуть, но доесть»).
↪ Человек ест «через не хочу», чтобы не обидеть других.
- Ребенок упал, расстроился, плачет – его утешают едой. «Поешь — и все пройдет». «Еда — лучшее лекарство от грусти».
↪ Человек сформирует привычку искать утешение в еде при стрессе или одиночестве, стресс автоматически приведет к походу к холодильнику, будет сложно отличить физический голод от эмоционального.
- «Папа принес пиццу — значит, он нас любит». Так занятый или невнимательный к детям отец компенсирует недостаток внимания «вкусной» едой. «Внимание — это еда, а не разговоры или время вместе».
↪ Человек «покупает» любовь через еду (например, заказывает дорогой ужин партнеру вместо искреннего разговора).
- «Ешь это — оно полезно» (без учета вкусов ребенка). Родители заставляют есть невкусную, но «полезную» еду (например, переваренную кашу), выдавая это за заботу. Получается, что забота в данном случае — это игнорирование желаний ребенка.
↪ Человек не доверяет своим вкусовым предпочтениям. Либо ест только «здоровое» через силу, либо бунтует против любых ограничений.
- «Держи, только никому не говори». Родители тайком дают ребенку сладкое, скрывая это от других членов семьи. Таким образом вкладывая в психику ребенка конструкцию: «Любовь — это что-то постыдное, что нужно прятать, скрывать и врать».
↪ Формируется навык скрывать свои пищевые привычки. Еда становится тайным удовольствием, что ведет к перееданию в одиночестве.
- «Я не ем, но для тебя приготовила». Ситуация, когда мама отказывается от еды («Я на диете»), но уговаривает ребенка доесть. Ребенок запоминает, что «Любить себя - это плохо, любить других - значит жертвовать собой».
↪ Человек либо игнорирует свои потребности, либо испытывает вину, когда ест что-то «запретное».
2. «Еда = награда»🏆
- еда становится условным «призом» за усилия, хорошее поведение или достижения.
- «Сделал уроки – получи мороженое». «Был хорошим мальчиком – вот тебе конфеты». «Вел себя хорошо – вот тебе шоколадка».
- «Сдал экзамен — заслужил фастфуд» - после сложного экзамена родители ведут ребенка в McDonald’s. Формируется установка, что «Тяжелая работа должна компенсироваться «вредной» едой».
↪ Во взрослом возрасте любое достижение (дедлайн, презентация) отмечается перееданием, потому что стресс + усилие родители закрепляли вредной едой.
↪ Формируется привычка «награждать» себя едой за успехи (сдал проект – заказал пиццу, хорошо поработал неделю – в пятницу можно много съесть вкусного (=жирного) и запить все это пивом).
↪ Формируется привычка заедать стресс.
- «Удобное поведение, выгодное родителям» - получишь сладкое!! Формируется стереотип поведения, когда «Быть «удобным» означает получать взамен удовольствие».
↪ Во взрослом возрасте человек будет подавлять свои эмоции, чтобы «заслужить» награду, будет игнорировать свои потребности ради одобрения.
- «Убрал в комнате — вот тебе мороженое» - ситуация, когда родители используют еду как мотиватор для бытовых дел.
↪ В последствии человеку очень сложно будет что-то делать без внешнего поощрения (еды, покупок), пропадает мотивация, будет сложно получать удовольствие от самого процесса работы/уборки.
- «Прочитал 10 страниц — получи печеньку» - ситуация, когда родители стимулируют учебу сладостями. Таким образом обесценивается умственный труд сам по себе — нужна «плата».
↪ Будучи уже взрослым, человек не сможет работать без «кофе с круассаном» или перекусов. Снижается способность концентрироваться без внешней стимуляции.
3. «Еда = запретный плод»🍎
- эта психологическая ловушка формируется, когда определенные продукты жестко ограничиваются или демонизируются, что только усиливает их притягательность.
Родители жестко ограничивают сладкое, вводят табу на определенные виды продуктов («Это вредно!»). Ребенок начинает тайком есть конфеты у друзей или прятать еду.
Примеры из жизни:
- «Шоколад — только по праздникам!» - ситуация, когда дома есть «специальный» шоколад, который достают раз в год. Это «нечто» настолько ценное/опасное, что нельзя даже прикасаться.
↪ В итоге во взрослом возрасте человек либо скупает всю полку шоколада при стрессе, либо испытывает вину за одну дольку.
- «Не ешь чипсы — они ядовитые!» - родители преувеличивают вред продукта, чтобы отвратить ребенка.
↪ Взрослый человек либо панически боится «запрещенки», либо тайком объедается ею при первой возможности.
- «Будешь есть булочки — станешь толстой, как тетя Даша!» - родители связали еду с социальным осуждением, вложили в голову ребенка мысль, что «Тебя будут любить, только если ты «правильно» выглядишь».
↪ Чаще всего именно поэтому развивается орторексия или человек застревает в циклах «диета → срыв → ненависть к себе».
- «Это для взрослых!» (про алкоголь, кофе, острое, сигареты)- определенная еда/напитки подаются как «привилегия» старших.
↪ В последствии человек либо злоупотребляет «запретным» (алкоголь, энергетики), либо испытывает иррациональный страх перед ним.
- «Фастфуд? Только если никто не увидит!» - родители сами едят гамбургеры тайком от ребенка, демонстрируя таким поведением, что «Хотеть это — стыдно», «Хочется? Перехочется!!»...
↪ Так формируется привычка прятать еду и есть в одиночестве, компульсивное переедание «запретных» продуктов и чувство стыда после «срыва».
4. «Еда = контроль»📛
- эта динамика формируется, когда еда становится инструментом манипуляции, подавления воли или демонстрации власти. Контролируя, родители лишают ребенка права выбора!
- «Тарелка должна быть чистой!» - родители заставляют доедать
- Используют еду как рычаг давления («Не получишь десерт, пока не съешь суп»).
↪ Нарушается естественное чувство голода и сытости. Во взрослом возрасте человек либо ест «через не хочу», либо, наоборот, бунтует через жесткие диеты.
- «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь» - ребенка насильно удерживают за столом до «чистой тарелки». Родитель демонстрирует, что «Твои ощущения (сытость/отвращение) не важны — главное мое требование».
↪ Во взрослом возрасте человек игнорирует сигналы сытости, развивается компульсивное переедание как бунт против контроля.
- «Сначала суп — потом мороженое». «Хочешь десерт? Заслужи!» - сладости дают только после «полезной» еды. Формируется установка, что «Удовольствие нужно заслужить страданием».
↪ Возникает транзакционное отношение к еде («Я отработал салат — теперь могу съесть торт»).
↪ Еда перестает быть просто едой — становится валютой.
- «Тебе нельзя сахар — у тебя животик (аллергия, слабый иммунитет)» - родители ограничивают ребенка в определенных продуктах без медицинских показаний. Родитель как бы дает понять, что «Твое тело имеет дефекты, и только я знаю, что для него хорошо».
↪ В последствии развивается тревожность вокруг еды («А вдруг это мне навредит?»).
↪ Во взрослом возрасте человек может патологически бояться определенных продуктов, придумывать и находить у себя несуществующие болезни и пищевые непереносимости.
- «В нашем доме едят только в 8:00, 13:00 и 19:00» - та ситуация, когда имеет место жесткий график приема пищи, даже если ребенок голоден в другое время. Взрослый игнорирует биологические ритмы ребенка.
↪ Нарушается естественное чувство голода.
↪ Во взрослом возрасте человек либо ест по часам через силу, либо игнорирует режим полностью.
- «Я вижу, что ты взял вторую порцию...» - родители комментируют и контролируют количество еды на тарелке ребенка, давая понять, что «Ты ешь слишком много/мало — я слежу за тобой».
↪ Развивается гиперконтроль над порциями и пищей в целом.
↪ Человек начинает есть тайком, чтобы избежать оценки.
5. «Еда = праздник и радость»🎈
- эта ассоциация формируется, когда еда становится главным атрибутом веселья, торжества или эмоционального подъема.
- Новый год ассоциируется с мандаринами, оливье, обильным застольем. Дни рождения – значит будет торт, сладости, фастфуд.
↪ Какие будут последствия во взрослом возрасте: все праздники будет ассоциируются только с едой. И если нет «особенной» пищи – нет ощущения праздника.
- «Пятница = пицца и кино» - в конце недели семья заказывает фастфуд и смотрит фильмы.
А это означает, что «Расслабление возможно только с «вредной» едой». Без пиццы/чипсов пятница кажется «неполноценной».
↪ Какие будут последствия во взрослом возрасте: все праздники будет ассоциируются только с едой.
- «Каникулы = можно всё!» - на отдыхе родители разрешают ребенку есть сладкое/фастфуд без ограничений, формируя таким образом установку, что «Радость — это вседозволенность в еде».
↪ Впоследствии отпуск всегда будет связан с перееданием и лишними килограммами веса. А после каникул — чувство вины и жесткие ограничения.
- «Гости = 10 видов выпечки» - к приходу гостей хозяйка готовит тонны еды, что подразумевает: «Если я не накормлю — меня сочтут плохой хозяйкой».
↪ Человек чувствует тревогу, если не может устроить «пир». Гости будут ассоциируются не с общением, а с кулинарным стрессом. Тут не захочется никаких гостей))
- «Кино = попкорн и кола» - поход в кинотеатр всегда сопровождается большим ведром попкорна, наггетсами, любым другим фастфудом. «Без этого ритуала впечатления будут неполными».
↪ В итоге, - даже если не голоден — автоматически покупаешь «киношную» еду.
↪ Просмотр фильма дома тоже будет требовать вредных перекусов, без которых «скучно» смотреть любой блокбастер.
Как видите, детские установки о еде действительно формируют наши привычки, но их можно изменить через осознанность и постепенную целенаправленную работу!
Как "переписать" вредные детские установки?
1. Осознать свои триггеры
Спросите себя:
❓ Какие фразы родителей о еде я до сих пор помню?
❓ Какие детские пищевые ритуалы я повторяю во взрослой жизни?
2. Мухи отдельно, котлеты отдельно: разделить еду и эмоции
✅ Если хочется «вкусненького» от скуки, найдите альтернативу еде (рисование, музыка, звонок другу).
✅ Если привыкли есть за компанию, попробуйте сначала выпить чай, а потом решить, действительно ли голодны.
3. Создать новые ассоциации
Праздник — это не только еда, но и игры, танцы, поход в кино. Праздником может быть концерт, выставка. Попробуйте отметить день рождения впечатлением без еды, или ограничьте количество блюд, сместив акцент с еды на викторины, игры, конкурсы.
Поймите, что любовь и забота – это прежде всего объятия, слова поддержки, время вместе, а не всегда «вкусняшки».
4. Вернуть себе право выбора
✅ Разрешите себе есть все, но спрашивайте: «Я действительно этого хочу или это привычка?».
✅ Разрешите себе не доедать, если вы наелись!!
✅ Разрешите себе не доедать продукты только для того, чтобы они не испортились!
❌Не ешьте, то, что вы не хотите, но надо (надо вашим родителям в вашем детстве, а не сейчас вам!)
✅ Если едите «запретное» – делайте это осознанно, без чувства вины.
Будьте гибким флекситарианцем!
Детские ассоциации с едой – не приговор. Их можно переписать, если осознать их и начать формировать новые, здоровые привычки.
Важно не винить себя, а понять: это не про еду, а про эмоции и манипуляции, которые за ней стоят.
Что делать взрослому, который «родом из такого детства»?
1. Признать: «Это было неосознанно»
❌ Не вините родителей (они действовали в рамках своих установок, не желали вам вреда).
❌Не корите себя («Я просто повторял то, что знал»).
2. Перевести бессознательное в сознательное
🤩 В качестве примера техника «Детский сценарий»: «Когда я ем сладкое при стрессе, я повторяю реакцию (меня - Ксюши в 6-летнем возрасте), которой мама давала шоколадку после садика».
3. Почувствуй себя программистом - перепиши код
👍 Создайте новые ритуалы для старых триггеров:
📝Если в детстве «печаль = мороженое», то теперь «печаль = теплый плед + аудиодневник».
🎉 Если «праздник = переедание», то теперь «праздник = танцы + украшение стола цветами + игры, активности».
🍛 Если вас заставляли доедать, оставляйте 1-2 ложки еды на тарелке специально.
🕒 Если вас заставляли есть строго по расписанию, перед едой спрашивать себя: «Я действительно голоден?».
🛀 Если раньше заедали стресс — попробуйте вместо еды 5 минут глубокого дыхания, теплый душ или идите гулять в парк.
4. Дать себе то, чего не хватало
🧸 Если еда заменяла заботу, тогда надо научиться утешать себя словами («Я рядом с тобой»).
🏆 Если была наградой, нужно придумать другие, непищевые поощрения (массаж, новая книга, спа).
Детские программы — как предустановки в компьютере. Их нельзя стереть, но можно обновить. Ваша цель — не отказаться от прошлого, а добавить осознанность в настоящее.
🍃 Шаг сегодня:
Вспомните один «детский» пищевой автоматизм и попробуйте сделать его осознанным.
Например:
«Я ем печенье перед сном не потому, что голоден, а потому что в 7 лет мне его давали, чтобы я не плакал».
Это и есть начало осознанности. Пробуйте! Все получится, даже если не сразу!
Напишите в комментариях, какие манипуляции родителей из детства вы помните и к чему это привело?
Допускаете ли вы подобные манипуляции в общении со своими детьми?
Еще больше полезной информации на моем канале! Подписывайтесь!
С заботой о вас,
Ксения Иванова, психолог-нутрициолог💖