Найти в Дзене
Работа. Карьера. Призвание

Как составить резюме менеджеру по продажам

В данный момент я подбираю менеджера по продажам для своего давнишнего клиента. Перелопачиваю в день десятки резюме и не встретила пока ни одного (!), которое бы хорошо продавало соискателя. Да что там продавало, 90% из них даже толком не информируют, чем человек занимался. А это, на минуточку, продажи, где специализация имеет архи-важное значение! Данной статьёй я отберу у самой себя внушительный кусок хлеба, т.к. эти рекомендации я даю на карьерных консультациях, но я готова рассказать об этом бесплатно на широкую аудиторию, чтобы: а) помочь вам, моим читателям, выделиться среди огромной массы однотипных откликов б) сэкономить свои собственные время и силы, не тратя их на то, чтобы выпытывать у кандидатов те важные моменты, которые должны звучать в резюме. Ну, и заодно – помочь своим коллегам-рекрутерам. Итак, что должно быть в резюме менеджера по продажам На каждом из мест работы: Зона ответственности (страны, регионы, города) Что продавали (продукт/-ы) Кому продавали (профиль деяте

В данный момент я подбираю менеджера по продажам для своего давнишнего клиента. Перелопачиваю в день десятки резюме и не встретила пока ни одного (!), которое бы хорошо продавало соискателя. Да что там продавало, 90% из них даже толком не информируют, чем человек занимался. А это, на минуточку, продажи, где специализация имеет архи-важное значение!

Данной статьёй я отберу у самой себя внушительный кусок хлеба, т.к. эти рекомендации я даю на карьерных консультациях, но я готова рассказать об этом бесплатно на широкую аудиторию, чтобы:

а) помочь вам, моим читателям, выделиться среди огромной массы однотипных откликов

б) сэкономить свои собственные время и силы, не тратя их на то, чтобы выпытывать у кандидатов те важные моменты, которые должны звучать в резюме. Ну, и заодно – помочь своим коллегам-рекрутерам.

Итак, что должно быть в резюме менеджера по продажам

На каждом из мест работы:

  • Зона ответственности (страны, регионы, города)
  • Что продавали (продукт/-ы)
  • Кому продавали (профиль деятельности клиентов при В2В и В2G продажах. А если можно указывать конкретные названия крупных/известных заказчиков, тогда и их)
  • Через какие каналы и какими способами (отдельно выделив активный поиск клиентов и создание клиентской базы).

Это всё – в 1) функционале, помимо самих должностных обязанностей.

А далее - 2) результаты

И вот на них я остановлюсь отдельно. Много раз писала, но ещё раз повторюсь, что результаты должны быть конкретные, оцифрованные, имеющие привязку ко времени. Формулировки:

  • развил клиентскую базу
  • увеличил объем продаж
  • сократил дебиторскую задолженность и т.п.

– не годятся.

Нужно обязательно уточнять, сколько новых клиентов и за какое время привлекли или вернули; на какой % увеличили объем продаж или сократили дебиторку и по сравнению с каким периодом; какой продукт вывели на рынок, или на сколько увеличилась доля рынка, благодаря вашим усилиям.

Менеджеру по продажам как никакому другому специалисту надо мыслить и говорить на языке результатов, т.е. не что ДЕЛАЛ, а что СДЕЛАЛ – его ведь для это, собственно, и нанимают.

По факту наличие результатов вижу не более, чем в 10-15% присланных резюме. И в большинстве из них это вот те самые размытые фразы ни о чём.

Важно! Сайт hh с некоторых пор позволяет видеть в отдельном окошке достижения соискателя. Причем конкретные он ещё дополнительно выделяет.

Понимаете, да? Соискатели, которые расстарались и вписали результаты в свои резюме, сразу оказываются в топе! А если ещё и конкретику добавили – им вообще цены нет!

Но пользуются этим единицы. Будьте тем, мимо чьего отклика рекрутер ну никак не пройдёт.

Что ещё должно быть в резюме менеджера по продажам:

3) Фото. Казалось бы, необходимость его наличия - очевидная вещь, но, как показывает опыт, далеко не для всех. Поэтому придётся пояснить. Помимо того, что по фотографии можно многое понять о человеке, есть ещё второй момент - данному сотруднику предстоит общаться с клиентами, поэтому немаловажно, как он выглядит. По факту вижу фото у 70% соискателей, из которых у половины они далеки от делового стиля. Люди фотографируются в лесу, в машине, на отдыхе и даже на мотоцикле и в тёмном шлеме, скрывающем всё лицо (не преувеличиваю, реально получила такое резюме). Иногда на фотографии кандидат запечатлён не один - догадайся, мол, сама, где я, а где подружка;)

4) Адекватный вакансии запрос. Об этом уже много раз сказано и написано, в т.ч. и мною, но я по-прежнему на вакансию менеджера по продажам получаю резюме с заголовками: антикризисный управляющий, менеджер по подбору персонала, менеджер по закупкам, инженер и т.п.

Поэтому придётся сказать ещё раз. Даже если вы рассматриваете несколько разноплановых должностей:

а) не стоит указывать все их через запятую – делайте отдельное резюме под каждый запрос

б) обязательно надо менять заголовок в том CV, которое отправляете на вакансию.

Поймите, если не слышит своего заказчика слесарь – это полбеды. Но если игнорирует запрос своего покупателя (а работодатель – это покупатель) менеджер по продажам – это провал.

5) Раздел "Саммари" - самый продающий соискателя блок резюме. В нём нужно кратко презентовать свой бэкграунд: географию деятельности/проектов; рынки и группы продуктов, с которыми работали (в т.ч. бренды и производители, если уместно); виды и каналы продаж; ключевые навыки и достижения. Можно добавить ещё средний чек.

Важно! В шаблонах работных сайтов раздел Саммари уходит вниз, в блок Дополнительная информация/Обо мне.

6) Выделенные навыки из выпадающего списка, предлагаемого рекрутинговым сайтом. Они могут дублировать в чём-то информацию из Саммари, но они должны быть, чтобы по этим ключевым словам вас могли найти сами работодатели.

И всё то же самое + масштабы деятельности должны быть у руководителя отдела продаж. Ему важно в функционале указать, занимается ли он личными продажами, а также какие результаты работы в целом у его команды, и какие – у него.

Всем, и особенно тем, чья работа связана с коммуникациями, настоятельно рекомендую прилагать к резюме сопроводительное письмо. Это - не прихоть менеджеров по персоналу, оно нужно в первую очередь вам. Письмо - это первичный контакт, мостик, который вы перекидываете к рекрутеру.

Во-первых, благодаря ему, он сможет увидеть и оценить ваши коммуникативные качества и навыки (само)презентации.

Во-вторых, оставить ваш отклик без внимания ему будет сложнее, потому что вы потрудились лично обратиться к нему.

В-третьих, если вы составите качественное сопроводительное письмо, поясняющее, почему вы можете хорошо справиться с этой работой, ваши шансы обратить на себя внимание и попасть в число отобранных для собеседования кандидатов при прочих равных будут максимальными.

И тут тоже есть ряд моментов, которые могут навредить соискателю. Но об этом - в следующий раз.

Качественных и отлично продающих вам резюме, дорогие читатели!

Если сами не справляетесь или затрудняетесь с их составлением - обращайтесь за помощью!

Галина Бобкова, консультант по карьере и самореализации, профориентолог

Сайт: www.ccgb.ru

Соцсети и каналы:

· Вконтакте

· Телеграм