Яркий румянец покрыл лицо новобрачной, впервые оставшейся наедине с мужчиной. Роскошное кружево, обрамлявшее свадебную сорочку, только подчеркивало красноту лица и недостатки фигуры юной Елизаветы-Кристины. И все же она надеялась, что Фридрих проявит нежность и терпение. Он же, казалось, нетерпеливо ждал чего-то и даже не прикоснулся к невесте.
Наконец, когда за дверью раздались шум и крики «Пожар, пожар!», он вскочил и с большой готовностью выбежал из спальни.
Пока во дворце выясняли, что же произошло, искали причину возгорания или хотя бы само возгорание, уже начало рассветать. Так прошла первая брачная ночь принцессы Елизаветы Кристины Брауншвейгской, и более супруг не делил с ней спальни. Девушку ждало очень печальное супружество.
Наследный принц Пруссии Фридрих, будущий Фридрих II Великий, любил только трех женщин. В этот короткий список входили его сестра Вильгельмина, матушка София Доротея и нянюшка. Но жене места в его сердце не было. Тем более, что она стала олицетворением очередной навязанной воли ненавистного отца.
Король Фридрих Вильгельм I был жестоким человеком, и с сыном он обращался как с худшим из своих слуг. Публично он мог поднять на него руку, а однажды протащил за волосы перед строем солдат. Взрослея, принц все чаще думал о побеге. Он готов был отказаться от своих наследственных прав и стать солдатом во Французской армии, другим планом было бежать в Англию и найти приют в Англии у родственников, ведь король Георг I был родным отцом его матери, а Георг II — братом.
Вместе с другом лейтенантом фон Катте Фридрих планировали пробраться в Англию через Нидерланды, но шпионы короля не дремали. Заговорщиков поймали и арестовали в Берлине. Отец очень жестоко поступил с принцем, советники уговаривали его сжалиться и не казнить сына, но фон Катте взошел на эшафот. Фридрих должен был смотреть, как казнят его лучшего друга. Когда все закончилось, Фридрих лишился чувств.
Выросший в тяжелой обстановке тирании отца, Фридрих привык, что женщины не имеют никакого значения. Его мать была угнетена отцом, лишена права голоса даже в вопросах воспитания собственных детей. Сестра Вильгельмина могла предложить только душевное тепло, но так же, как и он, не имела возможностей противостоять отцу.
Более того, после неудавшегося побега в Англию король решил наказать своих детей, заключив самые унизительные браки. Принцессу Вильгельмину выдали замуж за маркграфа Байретского, очень скромная партия для дочери короля, которой прочили в мужья принца Уэльского. Что касается наследного принца… Ему тоже выбрана была невеста. И вовсе не королевских кровей. Королева София Доротея надеялась, что ее сын женится на английской принцессе Амалии, но побег перечеркнул эти планы. Его величество самолично выбрал сыну жену, ею должна была стать принцесса Елизавета Кристина Беферская, дочь герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского.
Фридрих мог попрощаться с мечтами о поддержке против отца со стороны родственников невесты и поклялся, что хотя и будет притворяться послушным и покорным, но его сопротивление отцу отныне будет иного рода. Он станет делать вид, что исполняет его волю, но не даст желаемого, то есть нового наследника.
Принцесса Елизавета Кристина, если судить по портретам, вовсе не была дурна собой. Свидетельства современников о ее внешности весьма противоречивы.
Вот так отзывалась о ней Вильгельмина, сестра Фридриха: «Она высока ростом, но дурно сложена и дурно держится. Белизна её ослепительна, зато румянец слишком яркий: глаза её бледно-голубые, без всякого выражения и не обещают особенного ума. Рот её мал; черты миловидны, хотя неправильны; всё лицо так невинно-простодушно, что можно подумать с первого взгляда, что головка её принадлежит двенадцатилетнему ребёнку. Белокурые волосы вьются от природы, но вся красота её обезображивается нескладными, почернелыми зубами. Движения её неловки, разговор вял, она затрудняется в выражениях и часто употребляет обороты, по которым надо угадывать, что она хочет сказать».
Сам же Фридрих писал, что у его жены красивые волосы, нежный цвет лица, стройная фигура: «Она красива и не может жаловаться, что я её совсем не люблю, одним словом — я в самом деле не знаю, почему у нас нет детей». Однако он лукавил, прекрасно зная, почему же у них нет детей. Ведь для того, чтобы они появились, необходимо, чтобы муж и жена хотя бы иногда делили спальню.
В первую брачную ночь принц Фридрих подговорил своих шаферов организовать пожар, чтобы он мог сбежать от невесты. И более они с Елизаветой Кристиной не оставались наедине.
Когда же король Фридрих Вильгельм I на радость своих близких отошел в мир иной, и принц стал королем Фридрихом II, он и вовсе отослал жену во дворец Кронпринцев, а потом и в Райнсберг. При этом королева-консорт не нуждалась ни в чем, он заботился, чтобы содержание выплачивалось ей регулярно и в полном объеме. Общество в ее дворце собиралось самое изысканное. По сути, это и был королевский двор, ведь сам Фридрих больше времени проводил на полях сражений.
Елизавете Кристине пришлось пережить еще одно унижение. По протоколу она должна была стать первой дамой двора, но Фридрих II объявил, что его мать не будет носить титул «вдовствующей королевы», а станет «королевой-матерью» и его жене придется следовать после нее. Исключения делались только для дипломатических и официальных мероприятий. До самой смерти Софии Доротеи именно мать была первой дамой двора.
При этом Фридрих продолжал делать вид, что любит жену, это уже вошло в привычку. Он писал, что она «главное его сокровище», но жили супруги фактически раздельно. Когда же Фридрих II перевел свой двор в Потсдам, королева-консорт даже не получила приглашения посетить его.
Этот брак длился пятьдесят лет. Но никаких торжеств по случаю «золотой свадьбы» не проводилось. Король Фридрих II Великий скончался 17 августа 1786 года, и в своем завещании в благодарность за годы брака «верности и безупречного поведения» королевы, Фридрих приказал увеличить её финансовое содержание и просил своего преемника предоставить его вдове подходящие комнаты в Городском дворце. Фридрих Вильгельм II оставил своей тёте также и дворец Шёнхаузен.
Наследником короля-солдата стал его племянник. О похождениях этого короля можно почитать тут:
Елизавета Кристина пережила своего супруга на девять лет.
Отмечу еще, что ее родной брат герцог Антон Уильрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский в 1739 году женился на племяннице русской императрицы Анны Иоанновны, Анне Леопольдовне. Вся их семья была взята Елизаветой Петровной в плен и сослана в Холмогоры, где они провели долгие годы. А их сын Иоанн VI стал русской «железной маской».
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!