Критиков развелось… Куда бежать от них, как они надоели… Что простые смертные, даже великий Ганс Христиан Андерсен, невыносимо страдая от тех, кто бесконечно объяснял ему, как именно он должен сочинять свои сказки,- написал короткую историю со странным названием «Чего только не придумают», герой которой не смог стать поэтом, поскольку был абсолютно глух и к красоте, и к литературе. Как мог такой бездарный прославиться? Никаких шансов. Но внезапно он понял, что надо делать, стал критиком и начал критиковать настоящих поэтов, и слава пришла, и общество очень полюбило героя - как такого молодца не полюбить!
Так бывает иногда, что, по иронии судьбы, самой известной работой мастера может стать та, о которой он сам совершенно не думал как о своем шедевре. Единственная прославившая творца работа может быть абсолютно проходной, написанной или вырезанной на заказ, исключительно для денег (да к тому же, для какой-нибудь конкретной прагматической цели, типа оплатить обучение сыну или поучаствовать в городских выборах) или, как в сегодняшнем нашем птифуре - практически в шутку.
Более того, большинство любителей искусства и не вспомнят сейчас этого испанского художника второй половины XIX века, а вот само полотно знакомо очень многим, хотя - тоже по иронии судьбы - искусствоведы не знают точно, «что хотел сказать художник».
Он родился в небогатой каталонской семье, в маленьком городке Пучсерда. Отец художника плотничал, и Пере пришлось начинать помогать ему в работе практически с детских лет. Но это сослужило неплохую службу нашему герою: отец умер рано, и плотницкие навыки очень помогли юному дель Касо, когда попросту необходимо было заработать себе на ужин. Сундук, стол или шкаф -на них всегда будет спрос, а будущий художник вскоре перебрался в Барселону, где и с работой было получше, и можно было, как он мечтал изначально, начать учиться живописи в Каталонской школе изящных искусств. Писать портреты - вот чего ему хотелось больше всего на свете.
В тогдашнем художественном образовании в Испании правил романтизм. Будущих живописцев учили писать богинь и конных полководцев, детально выписанные гордые дамы в одеждах прошлых веков и очаровательные аристократические наследники благородных семей - вот основные темы, которыми приходилось заниматься. А также бесконечная зарисовка слепков античных статуй - классическая азбука любого начинающего художника. Пере все это страшно не нравилось, его привлекали живые люди, жанровая живопись, и вскоре он покинул стены школы - и, ни много, ни мало, открыл свою, где было больше динамики и реализма, меньше консервативной статичности, где модели смеялись… и еще, его очень привлек практически ушедший, вместе с барокко, в прошлое поджанр «обманки». Мы немного говорили о нем, когда обсуждали великолепную Комнату Новобрачных, расписанную гениальным Андреа Мантеньей, эффектные фокусы на картинах прошлых веков, когда непонятно, что реальное, а что написано красками на стене или холсте.
Вот еще один милый двойной детский портрет кисти дель Касо, который демонстрирует его приверженность «тромплёй» - «обманкам», иллюзиям.
Ему много заказывали, вы сами можете видеть, что профессионал он крепкий и, если можно так сказать, неравнодушный: его модели перенесены на полотно и с характером, и с настроением.
Но критиковали его тоже очень много - в основном, за простоту тематики, «отсутствие полета духа и благородства». Практически, после каждой выставки, на которой экспонировались его работы, он получал массу заказов - и массу же критических отзывов. Не то ты пишешь, Боррель дель Касо, не то и не тех.
И однажды, в 1874 году Пере создал свою главную картину, - и стал всемирно известным. Это «Побег от критики», эталон обманки- тромплей. Бедно одетый мальчик, выбирающийся из рамы. Художник создал полную иллюзию того, что мальчишка, такой же, каким был он сам - не аристократичный и не нарядный, -сейчас вылезет из картины - и жизнь персонажа начнется в реальном мире.
Достали критики, куда бы от вас сбежать… и дель Касо сбежал, поскольку его забавный и несозвучный эпохе шедевр обеспечил своему автору вечное место в истории искусства. Многодетный отец детей, ставших крепкими художниками, живописец, создавший около 400 картин, человек, которого его мастерство и усердие вывели из бедности в хорошую, достойную жизнь.
А у меня на сегодня все, спасибо, что заглянули. Да сопутствуют вам успех в ваших делах и удача - на ваших дорогах, дамы и господа!