Найти в Дзене
Сергей Борисович

Многоуровневая система построения движений в теории Н.А. Бернштейна

Аннотация: В статье рассматривается ключевой аспект физиологии активности Н.А. Бернштейна — теория уровневого построения движений. Дается подробное описание пяти иерархических уровней (A, B, C, D, E), их анатомо-физиологических субстратов, ведущей афферентации и функций. Раскрываются принципы взаимодействия уровней в процессе построения целостного двигательного акта, где высшие уровни определяют смысловую задачу, а низшие обеспечивают техническую реализацию. Теория иллюстрируется примером формирования спортивного навыка (теннисная подача). Материал подчеркивает эвристическую ценность концепции Бернштейна для понимания двигательного обучения и преодоления редукционистских моделей в физиологии. Ключевые слова: Н.А. Бернштейн, уровни построения движений, физиология активности, сенсорные коррекции, иерархия, двигательный навык, координация. Введение: От реакции к активности Классическая рефлекторная теория, доминировавшая в физиологии первой половины XX века, рассматривала организм к

Аннотация: В статье рассматривается ключевой аспект физиологии активности Н.А. Бернштейна — теория уровневого построения движений. Дается подробное описание пяти иерархических уровней (A, B, C, D, E), их анатомо-физиологических субстратов, ведущей афферентации и функций. Раскрываются принципы взаимодействия уровней в процессе построения целостного двигательного акта, где высшие уровни определяют смысловую задачу, а низшие обеспечивают техническую реализацию. Теория иллюстрируется примером формирования спортивного навыка (теннисная подача). Материал подчеркивает эвристическую ценность концепции Бернштейна для понимания двигательного обучения и преодоления редукционистских моделей в физиологии.

Ключевые слова: Н.А. Бернштейн, уровни построения движений, физиология активности, сенсорные коррекции, иерархия, двигательный навык, координация.

Введение: От реакции к активности

Классическая рефлекторная теория, доминировавшая в физиологии первой половины XX века, рассматривала организм как реактивную систему, отвечающую на внешние стимулы. Николай Александрович Бернштейн (1896–1966) предложил принципиально иную парадигму, определив жизнь организма как активное, целенаправленное преодоление среды. Согласно Бернштейну, движение — это не ответ на стимул, а решение двигательной задачи в условиях постоянно меняющейся обстановки.

Изучая сложные рабочие и спортивные движения с помощью циклографии и кинематического анализа, Бернштейн столкнулся с фундаментальной проблемой избыточных степеней свободы двигательного аппарата. Тело обладает огромным количеством мышц и суставов, и для выполнения даже простого действия существует теоретически бесконечное число мышечных комбинаций. Вопрос о том, как нервная система управляет этой избыточностью, каждый раз находя эффективное решение, привел Бернштейна к открытию принципа сенсорных коррекций (обратной связи) и формулировке иерархической, уровневой теории построения движений. Эта теория рассматривает двигательный акт как результат слаженной работы нескольких функциональных уровней нервной системы, каждый из которых вносит свой специфический вклад в конечный результат.

Уровни построения движений: морфофункциональная характеристика

Бернштейн выделил пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами от A до E. Эти уровни формировались в процессе филогенеза как надстройки над более древними структурами для решения новых, усложняющихся двигательных задач. Каждый уровень характеризуется собственным анатомическим субстратом, типом ведущей чувствительности (афферентации) и классом движений, за которые он отвечает.

Уровень A (Руброспинальный, уровень палеокинетических регуляций)

· Субстрат: Продолговатый мозг, красное ядро, нижние отделы мозжечка.

· Афферентация: Проприоцепция мышечного тонуса, висцеральная чувствительность.

· Функция: Этот древнейший уровень обеспечивает непроизвольную тоническую основу движения — общий мышечный тонус, который является фоном для любой активности. Он отвечает за дрожательные движения (озноб, тремор), вибрацию, поддержание позы. У человека практически никогда не выступает в роли ведущего, но является essential фоновым компонентом любого действия.

Уровень B (Таламо-паллидарный, уровень синергий и штампов)

· Субстрат: Подкорковые ядра: таламус (зрительные бугры) и паллидум (бледный шар).

· Афферентация: Проприоцепция суставов и мышц, обеспечивающая информацию о взаимном положении и движении частей тела ("схема тела").

· Функция: Уровень B отвечает за согласованные движения всего тела — синергии. Он организует внутреннюю координацию, создавая ритмичные, отлаженные "штампы" движений: шагание на месте, бег без учета terrain, выразительная мимика и пантомима, эмоциональные движения. Его ключевая роль — автоматизация двигательных компонентов, освобождающая высшие уровни для решения смысловых задач.

Уровень C (Пирамидно-стриальный, уровень пространственного поля)

· Субстрат: Кора больших полушарий, пирамидная и экстрапирамидная системы.

· Афферентация: Экстероцепция, в первую очередь зрение и вестибулярный аппарат, обеспечивающие ориентацию во внешнем пространстве.

· Функция: Это уровень целевых переместительных действий. Движения, построенные на уровне C, имеют четкое начало, середину и конец, они приспособлены к геометрии внешнего мира: ходьба по реальной местности с обходом препятствий, прыжки, точное попадание рукой в объект, плавание. Если уровень B создает "выставочный макет" ходьбы, то уровень C адаптирует его к реальному рельефу.

Уровень D (Теменно-премоторный, уровень предметных действий)

· Субстрат: Кора теменных и премоторных областей.

· Афферентация: Синтез экстероцептивной и проприоцептивной информации в контексте логики использования предмета.

· Функция: Специфически человеческий уровень. Он обеспечивает действия с предметами в соответствии с их культурным назначением и физическими свойствами: питье из чашки, забивание гвоздя, завязывание узла, игра на музыкальном инструменте. Цель здесь достигается не фиксированным движением, а гибкой последовательностью операций, подчиненных логике предмета и задаче.

Уровень E (Уровень интеллектуальных двигательных актов)

· Субстрат: Высшие интегративные системы коры, лобные доли.

· Афферентация: Смысловая, семантическая.

· Функция: Высший уровень, отвечающий за символические и речевые движения: письмо, речь, танец, передающий художественный замысел, эмоционально-смысловые жесты. Движения здесь обслуживают не предметную задачу, а коммуникацию или выражение отвлеченного смысла.

Взаимодействие уровней в построении целостного навыка

Ключевой принцип теории — иерархическое взаимодействие. Сложное движение никогда не строится одним уровнем. Один уровень (реже два) становится ведущим, решая основную смысловую задачу. Остальные уровни выступают в роли фоновых, технически обеспечивая реализацию.

Процесс автоматизации навыка заключается в постепенной передаче компонентов управления сверху вниз. При разучивании нового действия (например, игры на скрипке) ведущим является уровень D или даже E (понимание нот, художественный замысел). Сознательный контроль требуется для уровня C (попадание смычком в нужную струну) и уровня B (согласование движений пальцев). По мере тренировки уровни C и B, наработав устойчивые синергии и автоматизмы, становятся фоновыми. Ведущий уровень освобождается для решения более сложных задач (интерпретация музыки), в то время как техническая сторона исполняется "сама собой". Так формируется "повторение без повторения" — способность каждый раз достигать стабильного результата (чистого звука, точного удара) за счет вариативных, адаптивных мышечных коррекций, а не механического воспроизведения одной и той же команды.

Пример: Уровневое построение теннисной подачи

Формирование навыка подачи в теннисе наглядно демонстрирует работу уровневой системы:

1. Уровень A обеспечивает общий мышечный тонус, необходимый для устойчивой стойки и готовности к движению.

2. Уровень B организует внутренние синергии: стандартный, заученный "штамп" циклического движения замаха, подброса мяча и удара. На этапе разучивания этот штамп отрабатывается изолированно.

3. Уровень C адаптирует этот штамп к условиям пространства: точно рассчитывает траекторию подброса относительно собственного тела и корта, обеспечивает попадание ракеткой по мячу в нужной точке пространства.

4. Уровень D делает подачу предметным действием. Задача теперь — не просто ударить по мячу, а придать ему определенные характеристики (силу, вращение, направление) в соответствии с тактическим замыслом (срезка, топ-спин, удар по линии).

5. Уровень E может подключаться в профессиональном спорте, когда подача становится элементом психологической борьбы, выражает общую стратегию или выполняется в условиях крайнего стресса, требующего высшего смыслового контроля.

Первоначальное обучение часто идет "сверху вниз": тренер объясняет цель и тактику (уровень D), затем отрабатывает пространственные траектории (уровень C) и только потом закрепляет автоматизмы (уровень B). Попытка бесконечно долго дробить движение, застревая на уровне изолированной отработки подброса (уровень B/C без связи с D), ведет к формированию "пустого" штампа, не готового к реальной игровой задаче, что и отмечается в постановке вопроса.

Заключение

Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна представляет собой целостную концепцию, преодолевающую ограничения механистического подхода к моторике. Она раскрывает движение как активный, осмысленный процесс, рождающийся в иерархическом взаимодействии различных мозговых систем, эволюционно настроенных на решение задач разной сложности. Эта теория не только объясняет механизмы формирования и автоматизации навыков, но и имеет прямое практическое значение для педагогики, спортивной тренировки, реабилитации и разработки систем искусственного интеллекта, указывая на необходимость обучения не жестким моторным командам, а принципам решения двигательных задач в изменчивой среде. Современные исследования продолжают подтверждать и развивать её ключевые положения, отмечая, что анализ многосуставных движений через призму уровней Бернштейна сохраняет высокий эвристический потенциал.

Список литературы (References)

1. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2005. — 224 с.

2. Уровни построения движений по Н.А. Бернштейну [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/@sovanynny-urovni-postroeniya-dvizhenii-po-nabernshteinu (дата обращения: 08.12.2025).

3. Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/@med_sport-teoriya-urovnei-postroeniya-dvizhenii-na-bernshteina (дата обращения: 08.12.2025).

4. Profeta, V. L. S., & Turvey, M. T. (2018). Bernstein's levels of movement construction: A contemporary perspective. Human Movement Science, 57, 111–133. https://doi.org/10.1016/j.humov.2017.11.013

5. Коренкова Н.Е. Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — 163 с.

6. Иерархия форм двигательной активности (по Н.А. Бернштейну) [Электронный ресурс]. // Studfile. — Режим доступа: https://studfile.net/preview/2425545/page:19/ (дата обращения: 08.12.2025).

7. Biriukov, E., & Sirotkina, I. (2020). Forward to Bernstein: Movement Complexity as a New Frontier. Frontiers in Neuroscience, 14, 553. https://doi.org/10.3389/fnins.2020.00553

8. Уровни построения движений по Бернштейну [Электронный ресурс]. // Psysovet. — Режим доступа: https://psysovet.ru/articles/999 (дата обращения: 08.12.2025).

9. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947. — Гл. 8: Развитие двигательных навыков.

10. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947. — Гл. 4: Субкортикальные уровни построения. Уровень синергий и штампов.