Глава 54
Это трудное время заставило многих обратиться к вере. Но вместе с этим их приход по понятным причинам опустел. Некоторые, особенно стойкие прихожане, сначала все же пытались посещать богослужения в будние дни, когда в храмах обычно было немноголюдно, предварительно надев маску и стоя в сторонке. Но постепенно ушли все. Такого никогда не было. Полицейские дежурили у ворот церкви, и Виталию буквально приходилось выпроваживать прихожан, боясь штрафов. Люди словно это запомнили, и приходить стали все меньше.
Виталий не опускал рук, он создал группу в соцсетях, к нему добавились прихожане, он стал вести с ними переписки и прямые эфиры. Кроме этого, ему постоянно звонили с просьбой приехать к умирающим в реанимацию. Такие встречи были разрешены благодаря Святейшему Патриарху, региональные власти стали допускать священников к больным - верующим людям очень нужна была духовная поддержка. И было уже не важно, в каком виде пришел священник - в специальном костюме или в рясе.
Виталий теперь много времени проводил дома, и Тане уже совсем не хотелось там находиться. Каждый день был похож на предыдущий. Несмотря на маленького ребенка на руках, Таня стала работать. За Аней смотрела приходящая к ним свекровь. Отношения между ними были плохие, но Таня справедливо рассудила, что пока их с Виталием нет дома, Валентина Васильевна могла бы за ними и присмотреть! Это все же ее внуки! Иногда ее меняла Яна, хотя и Виталий и Валентина Васильевна были против.
Многим семьям во время пандемии перестало хватать на еду. Многодетные, пожилые, одинокие люди с инвалидностью - все обращались за помощью к Виталию. И они в своем приходе организовали центр помощи. Таня стала волонтером. Приносили людям на изоляции лекарства и продукты.
И до пандемии многие люди очень нуждались в уходе, а эта эпидемия только ухудшила ситуацию: многие сиделки, уехавшие на время к себе домой, например в соседние республики, не смогли потом въехать обратно в Россию. Найти им замену получилось не у всех. Таня и ее сподвижники помогали людям, чем могли.
Валентина Васильевна относилась к этой затее скептически:
-Что ты все мотаешься, у тебя дети! - выговаривала она Тане, - не дай Бог, заразишься. Или заразу в дом принесешь!
-Бог не даст! – твердо сказала Таня. – Мы делаем доброе дело, он просто не может допустить такого!
Тане стало немного легче. Она перестала быть привязанной только к дому и детям. Работа стала для нее свободой. Она - человек!
- Таня, - предложил как-то Виталий, - может, нам машину продать? Доходы наши слишком малы, а семью кормить надо.
-Нет, - сказала Таня, - машина нужна мне. Зарабатывай, как хочешь. И думай сам. Это и твои дети тоже!
***
-Дочка, - позвонила ей Яна в среду, они ранее договаривались, что Яна приедет посидеть с Анечкой, - я не смогу приехать, Толя в больнице. Заболел, температура, забрали сразу.
-Не выходи никуда из дома и пей таблетки! - встревожилась Таня. Она расстроилась. Теперь сидеть матери 2 недели на карантине! Но может, и «пронесет». Много же таких случаев, когда жена заболела, а муж нет…
Но Яна тоже заболела. Сказалось многолетнее пребывание в заключении. У нее и так были слабые легкие. В больницу Таню к ней не пускали. Они разговаривали только по телефону.
Анатолий, пробыв в реанимации 10 дней, скончался. Яна восприняла новость стойко, а Таня страшно расстроилась. Не верилось даже! Такой упитанный, крепкий, моложавый, веселый дядька, никогда ни на что не жаловавшийся… И его нет. Как же так? Они, вроде, и виделись - то всего пару раз, но он понравился Тане, и мама, казалось, была счастлива с ним…
Остро встал вопрос о проживании Яны. Идти матери некуда, только домой. Как они теперь будут жить? Хотя о чем она думает, Таня обругала себя. Надо молиться, чтобы только мать выздоровела! Конечно, она ее не бросит, заберет ее к себе. А вот Виталию, пожалуй, все же придется уйти. Отличная причина!
За мать Таня очень боялась. Несмотря на их разлуку и давние ссоры Яна сейчас была Тане самым близким человеком. Помогала, как могла. Таня расплакалась, шепча сквозь слезы молитву. Только бы она осталась жива! Единственный человек, который поддерживал ее сейчас. Самая родная…
***
Яны не стало через год. Она не пережила второй волны вируса. Переболели в этот раз они все. Виталий очень тяжело, потом Таня, Валентина Васильевна, которая не уставала упрекать невестку в том, что именно она принесла в дом заразу…Слава Богу, детей как-то обошло стороной.
Похоронив мать, Таня не находила себе места от горя. Последний раз она видела ее две недели назад, как отвезла в больницу, потом только в окно этой самой больницы. Дурной сон какой-то! Сколько же еще людей заберет эта страшная болезнь? Как это так жестоко и несправедливо! Ничего хорошего в своей жизни мать так и не увидела. Тане было жаль ее до слез. Теперь, когда ее не стало, Тане было так стыдно! За те свои злые слова, которыми она тогда наградила мать. За свои мысли. Мать и Зоя были единственными родными ей людьми. Когда не стало Зои, Таня была подростком, не понимала до конца. Сейчас ей было нестерпимо трудно отпускать мать. Последние ниточки порвались. Никого у нее больше нет…
Тане казалось, что внутри у нее образовалась огромная куча какой-то черной трухи, которая с болью и горечью выходила из нее. А ведь все было хорошо! После смерти Анатолия Таня забрала мать домой. Яна была слаба после болезни, да и квартира чужая, что ей там делать?
Мальчишек переселили в комнату к отцу, а Таня с девочками и Яной жили в другой. Виталий выражал недовольство, теперь у него не было места, чтобы спокойно помолиться, отдохнуть. Но Тане было наплевать.
Она снова вышла на работу в сад, а Яна устроилась в магазин на рынке продавцом, чтобы помогать дочери. Сначала она хотела снять квартиру, чтобы не мешать им, но потом они решили, что отдавать такие деньги не стоит. Им и так живется непросто. И за детьми пригляд.
Нелегко жилось - столько народа в квартире! Помимо основной работы, Таня вечерами стала работать в такси. Только там она отдыхала. От криков, шума, толкотни. А тут и заработок, и несколько часов спокойствия.
-Все не сидится тебе, - бурчала свекровь, - только все оправились от болячки. У Виталика, вон, теперь суставы болят!
-Виталик работал с больными, - возразила Таня, - еще неизвестно, что, кто, откуда принес.
***
Вскоре ограничения были сняты, снова стал работать их приход, и Виталий, после долгого сидения дома, буквально убегал на работу. В их отношениях ничего не поменялось. Они жили друг с другом как соседи. Помолиться и подумать дома ему было теперь негде - в комнате постоянно гомонили сыновья. Отдушиной его были работа и походы. Он собирал детей и вел их в лес.
Таня хоть в эти дни сидела в тишине, счастливая. Ее желания не поменялись. Она по-прежнему мечтала освободиться от этих оков. Просто все никак не было подходящего времени…Вот бы в один прекрасный день пришел в ее жизнь какой-то человек, и забрал ее из этого всего! Она так устала! Но с пятью детьми кому она нужна? Таня не питала иллюзий. Просто мечтала.
Сейчас, когда появилось немного свободных денег, она стала ухаживать за собой, за волосами, ногтями. Работая в такси, она обзавелась уймой всяких знакомых, и думала уже закончить какие - то курсы, и, возможно, работать в сфере красоты - так ее все это манило. Но где взять время? 5 детей сами себя не прокормят, не оденут, не воспитают. А проблем с детьми хватало! Саша скатился на «тройки», перестал интересоваться учебой. Маша училась хорошо, но с поведением были провалы. У Ильи обнаружились проблемы с глазами, по прогнозам врачей, он мог ослепнуть, и Виталий повез его на операцию в Москву. Деньги тогда собирали всем приходом. И собрали, слава Богу! Теперь-то все позади!
В довершение ко всему, Ванечка, и так не отличавшийся богатырским здоровьем, сломал руку. Всегдашняя круговерть! Постоянный страх то за одного, то за другого, куча домашних дел. Но Таня твердо освободила себя от части обязанностей. Надо когда-то начинать жить и ей самой!
Теперь и Виталий мог приготовить ужин. Сам или с помощью Валентины Васильевны, кормил детей, а Таня ехала на работу. Он тоже родитель, пусть принимает участие. Она только - только начала дышать!
***
-Добрый вечер, - в машину заглянул мужчина небольшого роста с портфелем в руках.
-Здравствуйте, - улыбнулась Таня, - аэропорт?
-Верно, - подтвердил он и как-то смущенно добавил, – но вы же девушка…
-Ну да, - улыбнулась Таня, - а почему вас это пугает?
-Ну, честно говоря, немного…- замялся мужчина, - я как-то…Может, мне лучше отменить заказ?
- На улице 27 градусов мороза, сколько вы еще простоите? - спросила Таня, терять такой заказ ей не хотелось, - садитесь, довезу вас в лучшем виде. И на самолет не опоздаете.
- Ладно! Гулять, так гулять! – Мужчина, махнув рукой, сел в машину на заднее сиденье, поставил в ноги портфель и сумку.
Рассказы Ждановны. Юлия Жданова