10 декабря в Мосгорсуде будет рассмотрен вопрос на законности субсидирования группы лиц ГБУ "Жилищник" из бюджета города Москвы в связи с применением государственных цен на плату за содержание и ремонт мест общего пользования для собственников помещений многоквартирных домов из-за того, что они экономически необоснованны.
Поскольку это дело рассматривает судья Лебедева, которая ранее сочла, что отсутствие экономического обоснование делает делает цены на плату за содержание и ремонт мест общего пользования для собственников помещений многоквартирных, установленные Правительством Москвы - экономически обоснованными. Нет сомнения в итоговом решении судьи по данному спору, тем более на предварительном заседание она обсудила с представителями ответчика Правительства Москвы, что истец пойдет в апелляцию обжаловать её решение и им следует сейчас начать готовиться.
Мы начали долгий путь в поисках правосудия в Российской судебной системе, итогом которой станет рассмотрение данного спора в Конституционном суде Российской Федерации.
Московский городской суд
Административный истец: ИП Креков Сергей Сергеевич
Административный Ответчик: Правительство города Москвы
Третьи лица: Федеральная антимонопольная служба, Министерство финансов
Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ:
24 апреля 2007 года Правительством Москвы принято постановление № 299-ПП (ред. от 05.03.2025) «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» (вместе с «Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту») (далее по тексту – Постановление № 299-ПП).
1. Административный истец считает, что данное Постановление Правительства Москвы нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности тем, что предусмотренные им возможности субсидирования, не позволяют ему оказывать услуги по управлению многоквартирными домами в городе Москве по экономически обоснованным ценам. Вместе с тем, согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательская деятельность должна быть направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
ИП Креков Сергей Сергеевич имеет лицензию № 077002756 от 17.06.2024 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве и делал коммерческие предложения по оказанию услуг управления, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых многоквартирных домах, расположенных в городе Москва. Однако в ответ получил отказы от председателей советов домов вынести свое коммерческое предложение на рассмотрение и утверждение общим собранием собственников, т.к. цена, указанная в нём выше государственной, то есть утверждённой постановлением Правительства города Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП (один из отказов приложен к настоящему иску). При этом в указанном постановлении тарифы на содержание жилых помещений занижены и не имеют экономического обоснования, что не позволяет Административному истцу оказывать услуги в пределах этих цен, поскольку его деятельность будет убыточной, чего нельзя допустить в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ.
Административный истец полагает, что Постановление № 299-ПП, должно быть признано недействующим в части предоставления субсидий как меры поддержки из-за недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг по управлению многоквартирным домом. Указанное Постановление ставит административного истца ИП Крекова Сергея Сергеевича в дискриминационное положение, поскольку не предоставляет ему возможности получения субсидий в связи с неприменением им цен, указанных в Постановлении № 2797-ПП.
Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП предоставляет государственные преференции (п. 20 ст. 4 ФЗ-135 «О защите конкуренции») в виде субсидий хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, которые применяют государственные цены, а именно установленные Постановлением Правительства Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП.
При этом хозяйствующие субъекты, применяющие при оказании вышеуказанных услуг другие цены, включая Административного истца ИП Крекова С.С., оказываются в дискриминационном положении.
В соответствии со ст. 15 ФЗ-135 «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции и создание дискриминационных условий.
Таким образом, Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП в части выдачи субсидий участникам рынка управления многоквартирными жилыми домами ставит Административного ответчика в дискриминационное положение, должно быть признано недействующим.
2. Используя механизм субсидирования, закреплённый в Постановлении Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП, Административный ответчик, предоставляя юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, субсидии на возмещение недополученного дохода, фактически берёт на себя бремя расходов по содержанию жилых помещений, которые он не должен нести. Поскольку, в соответствии со ст. ст. 30, 156 Жилищного кодекса РФ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ только собственник помещения обязан оплачивать его содержание в полном объеме в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В данном случае Административный истец полагает, что Административный ответчик допускает неправомерное расходование бюджетных средств, предоставляя субсидии в целях возмещения недополученных доходов при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту.
В соответствии с Письмом Минфина России от 25 апреля 2017 г. № 02-09-08/24851 «О неправомерном расходовании бюджетных средств», при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм.
В обязанности Административного ответчика не входит несение бремени расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, в которых Правительство Москвы не владеет помещениями на праве собственности. Таким образом, предоставляя субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в целях возмещения недополученных доходов, Правительство Москвы берёт на себя бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, чем нарушает соответствующую правовую норму (ст. 30 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ), то есть осуществляется неправомерное расходование бюджетных средств, а именно использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет иных источников – непосредственно собственниками помещений в многоквартирных домах. Принимая на себя бремя расходов, Административный ответчик допускает также неэффективное расходование бюджетных средств, что нарушает ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП предусматривает выдачу субсидий хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, которые применяют государственные цены, в том числе государственным учреждениям, что противоречит ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.
Это подтверждает факт предоставления Административным истцом субсидий ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево». В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП Префектура Северо-Западного Административного округа города Москвы издала Распоряжение № 121-рп от 10 апреля 2025 года, по которому ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево» была предоставлена субсидия в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Предоставление ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево» субсидии из бюджета Москвы в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с Распоряжением Префектуры Северо-Западного Административного округа города Москвы от 10 апреля 2025 г. № 121-рп является незаконным, нарушающим ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ и п. 1.1. ст. 9 Закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов», запрещающие предоставление таких субсидий государственным учреждениям, а также п.п. 7, 8 ст. 15 ФЗ-135 «О защите конкуренции», которая запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, предоставлять государственные преференции и создавать дискриминационные условия.
Предоставив субсидии ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево», которое является государственным учреждением, Правительство Москвы в лице Префектуры Северо-Западного Административного округа города Москвы, являющейся подведомственной структурой Правительства Москвы, осуществило нецелевое расходование бюджетных средств, а именно - направление средств бюджета в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете (ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
3. Вместе с тем, ценообразование в сфере оказания услуг по управлению многоквартирными домами не являются объектом государственного регулирования, следовательно, субсидии в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании подобных услуг не могут быть выданы.
Согласно постановлению Правительства Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 16.04.2025 г.), в настоящее время Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ на продукцию и услуги, в перечне которых нет услуги по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Соответственно Правительство Москвы не имеет права устанавливать государственные цены на услугу по содержанию жилого помещения.
В Российской Федерации действует принцип рыночной экономики, согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.», а Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП, устанавливая выдачу субсидий государственным учреждениям, его нарушает.
Подводя итог вышесказанному, позиция Административного истца:
Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП нарушает целый ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации:
· Конституцию Российской Федерации в части п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 34;
· ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
· принципы, заложенные в Указе Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»;
· Гражданский кодекс Российской Федерации;
· Бюджетный кодекс Российской Федерации
· Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 16.04.2025 г.);
· Закон города Москвы «О бюджете города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов».
Административный истец считает, что оспариваемые Постановление № 299-ПП нарушает его права, свободы и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности тем, что установленный в нем механизм субсидирования и факт предоставления субсидий не позволяют ему на конкурентной основе осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Москве, предоставляет государственные преференции участникам рынка, которым в соответствии с законодательством, предоставлять преференции не вправе, создают для административного истца дискриминационные условия.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 208, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ПРОШУ:
Признать недействующими пункты 12, 13, 15 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» (а именно, в части предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту), а также Приложение № 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП «Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме».