Найти в Дзене

Что толку от знаний, коль навыка нет?

Несколько лет назад на открытой встрече с читателями Наталья Романова объясняла разницу между двумя ошибками ("на долго" и "наощупь") в пользу последней. "Наощупь" – ошибка грамотного человека. В отличие от первой, она не носит системного характера, не является показателем нарушения письма. Системные же ошибки всегда идут только в сторону пробелов. "Не свежий хлеб, не вежливый продавец, ни чего не делают, ни чем не заняты, проявил не внимание, говорят не правду, ни чего хорошего, ни сколько не стоило, кричали в след, не пошли на встречу" и тому подобные грубые ошибки в сторону пробелов бросаются в глаза сразу, как только откроете любой ресурс с открытыми комментариями: в домовых и родительских чатах, в отзывах граждан на товары и услуги. Так пишет малограмотное население в массовом порядке не только сейчас. Оно так писало во все времена. Вот только таких площадок, как ныне, чтобы открыто демонстрировать подобные написания, в досетевую эпоху не существовало.
В то же время ни один из эти

Несколько лет назад на открытой встрече с читателями Наталья Романова объясняла разницу между двумя ошибками ("на долго" и "наощупь") в пользу последней. "Наощупь" – ошибка грамотного человека. В отличие от первой, она не носит системного характера, не является показателем нарушения письма. Системные же ошибки всегда идут только в сторону пробелов. "Не свежий хлеб, не вежливый продавец, ни чего не делают, ни чем не заняты, проявил не внимание, говорят не правду, ни чего хорошего, ни сколько не стоило, кричали в след, не пошли на встречу" и тому подобные грубые ошибки в сторону пробелов бросаются в глаза сразу, как только откроете любой ресурс с открытыми комментариями: в домовых и родительских чатах, в отзывах граждан на товары и услуги. Так пишет малограмотное население в массовом порядке не только сейчас. Оно так писало во все времена. Вот только таких площадок, как ныне, чтобы открыто демонстрировать подобные написания, в досетевую эпоху не существовало.
В то же время ни один из этих малограмотных граждан никогда не напишет слитно "иду наработу, пришла изшколы, гулял ссобакой, был вгараже, я невыспался, незаплатили засмену". В эту сторону ошибок не бывает ни у кого (если речь не идет о дошкольниках или лицах с клинической афазией).
А вот у здоровых людей упорные разрывы (так называемые "раздельные написания") единых слов – это самая распространенная и частотная ошибка. Упорные разрывы слов типа "на долго, на всегда, не по далеку, не в попад" и т. п. – это не "пробелы в знаниях", а показатель незрелости речевых систем у подростков и признак некомпенсированной дисграфии у взрослых. Это дисфункция в формировании правильных навыков, которая требует коррекции не в виде заучивания правил и переписывания текстов, а в соблюдении специальных установок и тренингов.
Больше всего ошибок люди делают на границах слов (слитно – дефис – пробел). Именно этот базовый вопрос подстерегает пишущего на каждом шагу, а никак не одно или два Н, приставки или разные гласные. Количество таких ошибок в разы превышает остальные, потому что все другие трудности, в отличие от этой, встречаются намного реже и от случая к случаю. Об этом свидетельствуют наши многолетние наблюдения над образцами письма как учащихся, так и взрослых людей.
При этом надо помнить, что дать знания отнюдь не значит сформировать навык: это разные вещи. Эффект от знания правил про наречия или про частицу "не" для дисграфика равен нулю; чем больше он будет про это думать при письме, тем больше будет делать ошибок. Знание правил здесь не работает, как бы прилежно он их не учил и как бы ни старался добросовестный педагог.
В борьбе за качество письма у взрослых и за хорошие оценки у школьников надо соблюдать стратегию, а не стремиться объять необъятное, отвлекаясь в разные стороны от главной задачи. Ваша главная задача – научить подопечного прекратить делать патологические пробелы в написаниях, то есть везде и всегда писать "раздельно". Он должен научиться слитному написанию, а не различать, где "слитно и раздельно". Дисграфик всегда во всех случаях выбирает вариант "раздельно". Первоначальная задача – вправить и закрепить этот вывих письма. Только после этого можно заниматься остальными ошибками.

Наталья Романова, автор книг "Пиши без правил" и "Идеальная грамотность"
Наталья Романова, автор книг "Пиши без правил" и "Идеальная грамотность"

Ближайшие курсы Школы грамотности Романовых в СПб пройдут 2-11 января, в дни зимних каникул. Запись по тел. +7-911-924-48-52 (WhatsApp, Telegram)
Ближайший курс в Москве пройдёт 20 февраля – 1 марта. Запись по тел. +7-903-190-05-65 (WhatsApp, Telegram)

-2