Найти в Дзене

Галерный ковш: забытая «воздушная гавань» Петербурга

Оглавление

Как территория современного Морского вокзала стала колыбелью морской авиации

Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева рассказывает об истории Васильевского района Санкт-Петербурга и о том, как Галерный ковш стал началом морской авиации
Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева рассказывает об истории Васильевского района Санкт-Петербурга и о том, как Галерный ковш стал началом морской авиации

Тихая гавань у западной стрелки Васильевского острова - это место, где начиналась не только история российского флота, но и отечественной морской авиации. Столетие назад именно здесь находился один из самых необычных транспортных узлов России — гидроавиационный центр, где рождалась отечественная морская авиация, испытывались первые летающие лодки и садились самолёты, совершавшие международные перелёты.

Место, где сегодня стоят швартовые тумбы, приходят на ночную стоянку пассажирские суда и где наши студенты, будущие судоводители маломерного флота проходят практику когда-то было пространством громыхающих двигателей, паровых мастерских, деревянных ангаров и бесконечного движения гидросамолётов, взмывавших в небо прямо с воды.

От верфей к аэростанции: рождение «воздушного порта»

Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Авиационная станция Морского ведомства. Санкт-Петербург, Васильевский район, 1912-1913
Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Авиационная станция Морского ведомства. Санкт-Петербург, Васильевский район, 1912-1913

В начале XX века Галерная гавань была логичным местом для экспериментов с авиацией на воде: тихая акватория, защищённая от волн, близость Морского ведомства, судостроительных мастерских и военных частей на Васильевском острове.

Именно здесь в 1912–1913 годах появилась Опытная авиационная станция Морского ведомства - один из ключевых центров ранней российской морской авиации. На берегу, где спустя полвека построят Морской вокзал, возвели характерные дугообразные ангары, хранили поплавковые самолёты, проводили ремонт и подготовку экипажей.

Фотографии тех лет запечатлели Игоря Сикорского - будущего создателя «Ильи Муромца» и первых в мире многомоторных самолётов - рядом с его гидропланом С-5а. Эти кадры сделаны именно здесь, в Галерном ковше.

Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Гидросамолёт С-5А
Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Гидросамолёт С-5А

С этого момента территория Гавани стала точкой притяжения для всех, кто мечтал о морских и воздушных экспедициях.

1920–1930-е: настоящий расцвет гидроавиации

Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Ковш галерного фарватера. Санкт-Петербург, Васильевский район, 1934
Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Ковш галерного фарватера. Санкт-Петербург, Васильевский район, 1934

К 1930-м годам Гребной порт и Галерный ковш превратились в один из крупнейших гидроавиационных узлов Северо-Запада. В тиши гавани стояли десятки самолётов на поплавках:

  • летающие лодки американского производства Douglas DF,
  • отечественные разведчики МР-1,
  • учебные и почтовые машины,
  • гидросамолёты, служившие Балтийскому флоту.

Ангары, расположенные вдоль берега, работали круглосуточно: механики проверяли винты, заряжали аккумуляторы, подвозили бензин в бочках, а пилоты тренировались взлетать и садиться при сложной погоде.

Петербуржцы собирались на набережных, чтобы увидеть редкое зрелище — как огромные летающие лодки «выбегают» по глади Галерного ковша, оставляя за собой белую пену.

Визит, помнившийся десятилетиями: Линдберг в Ленинграде

В 1933 году здесь произошло событие международного масштаба.

Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Встреча американского лётчика Чарльза Линдберга. Санкт-Петербург, Васильевский район, 1933
Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Встреча американского лётчика Чарльза Линдберга. Санкт-Петербург, Васильевский район, 1933

22 сентября в Ленинград прилетел Чарльз Линдберг — человек, который первым в мире в одиночку пересёк Атлантику на самолёте. Он прибыл вместе с супругой в ходе большого североатлантического турне.

Их самолёт «Локи-Сириус» шёл в сопровождении трёх гидросамолётов, поднявшихся навстречу из Галерного ковша. Тысячи горожан наблюдали, как Линдберг, сверкая на солнце красными крыльями, выполняет вираж над акваторией — по сути, демонстрационный полёт над будущей территорией Морского вокзала.

Эти кадры, где американский авиатор стоит на деревянном причале на фоне ангаров Гребного порта, вошли во все ленинградские хроники.

Садились гиганты: «Дуглас DF» в Галерной гавани

Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Летающая лодка "Дуглас DF" в Гребном порту. Санкт-Петербург, Васильевский район, Ленэкспо, 1937
Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Летающая лодка "Дуглас DF" в Гребном порту. Санкт-Петербург, Васильевский район, Ленэкспо, 1937

Одним из самых впечатляющих эпизодов стала посадка в мае 1937 года огромной летающей лодки Douglas DF. По воспоминаниям очевидцев, её гул было слышно на нескольких кварталах.

Фотографии того дня сохранили редкую картину: прижатый к воде колосс на фоне береговых сооружений Гребного порта, группы инженеров, бегущих к нему по настилам, и изумлённые горожане, впервые увидевшие самолёт таких размеров.

Эти снимки сегодня стали историческим символом Галерной гавани, подчёркивая авиационное прошлое места.

Почему именно здесь? Природная логика Петербурга

Галерная гавань и Гребной порт были идеальной площадкой для морской авиации по ряду причин:

  • естественная закрытая акватория, обеспечивающая безопасные взлёты;
  • малая волна - важное условие для поплавковых самолётов;
  • прямой выход к Невской губе;
  • близость ремонтных мощностей - верфи, мастерские, склады;
  • военные и инженерные подразделения на Васильевском острове.

Именно сочетание этих факторов сделало место уникальным - оно одновременно принадлежало морю и воздуху.

Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Гидросамолёт у Галерной гавани. Санкт-Петербург, Васильевский район,  1939-1940
Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева | Гидросамолёт у Галерной гавани. Санкт-Петербург, Васильевский район, 1939-1940

Сегодня об этой «воздушной» главе в истории Галерного ковша напоминают лишь архивные фото.

С 1980-х годов акваторию и исторические постройки занимает современный Морской вокзал.

Что особенно символично: сегодня в здании Морского вокзала работает и наша Школа Капитанов, обучающая управлению маломерными судами. Выходит, что история этого места совершила полный круг: там, где век назад пионеры осваивали небо над водой, теперь новые поколения капитанов учатся покорять водную стихию. Дух первооткрывателей и тяга к морю по-прежнему актуальны для этого места.

Автор статьи: Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева
Источник архивных фотографий: pastvu.com

Школа капитанов им. Б. И. Дерушева