Найти в Дзене

Материалы по Евангелию 27-й Недели по Пятидесятнице (Лк. 18:18–27)

Введение В этом Евангелии рассказывается о встрече Иисуса Христа с богатым начальником (в других Евангелиях — юношей), который задаёт ключевой вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Он утверждает, что с юности исполнял заповеди, но Христос открывает ему большее: призывает к совершенству через отречение от богатства и следование за Ним. Однако человек отходит с печалью, потому что был очень богат. На основании этого Христос преподает ученикам учение о духовной опасности богатства: «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие». В ответ на их недоумение («кто может спастись?») Он провозглашает важную истину: «Невозможное человекам возможно Богу». БЛОК 1. Вопрос начальника и ответ Христа (ст. 18–21) Текст: 18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвид

Введение

В этом Евангелии рассказывается о встрече Иисуса Христа с богатым начальником (в других Евангелиях — юношей), который задаёт ключевой вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Он утверждает, что с юности исполнял заповеди, но Христос открывает ему большее: призывает к совершенству через отречение от богатства и следование за Ним. Однако человек отходит с печалью, потому что был очень богат. На основании этого Христос преподает ученикам учение о духовной опасности богатства: «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие». В ответ на их недоумение («кто может спастись?») Он провозглашает важную истину: «Невозможное человекам возможно Богу».

БЛОК 1. Вопрос начальника и ответ Христа (ст. 18–21)

Текст:

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. 21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

Параллельные места из Писания (тематические):

  • О благости Бога: Пс. 33:9; Пс. 144:9; Мк. 10:18.
  • О заповедях как пути к жизни: Втор. 30:15–16; Мф. 19:17; Рим. 7:12.
  • О самопознании и законе: Рим. 7:7–8, 12, 14-23.

1) Как характеризуется человек, подошедший ко Христу, и что его ответ о заповедях говорит о его духовном состоянии?

Комментарий:
Евангелист Лука называет его «начальствующим», что указывает на его социальный статус и, вероятно, образованность. Он подходит с важным духовным вопросом, показывая внутреннее беспокойство о спасении. На призыв Христа вспомнить заповеди он уверенно отвечает: «всё это сохранил я от юности моей». Однако святые отцы видят в такой уверенности признак неглубокого духовного самопознания.

Свт. Феофан Затворник: «На сие юноша отозвался, что все сие исполнил с малолетства. Отзыв, конечно, необдуманный: потому что истинные ревнители исполнения заповедей всегда чувствуют и признают свои несовершенства и недостатки в исполнении оных; а хвалящиеся исполнением заповедей обнаруживают чрез сие то, что они недовольно познали себя и силу заповедей» (комментарий на ст. 21).

2) Почему Христос отвечает на обращение «Учитель благий» словами: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог»?

Комментарий:
Христос не отвергает Своей благости, но ведёт собеседника к более глубокому пониманию, Кто перед ним. Он указывает, что истинная, абсолютная благость — свойство только Бога. Если начальник признаёт Его благим по-настоящему, то должен признать в Нём и Божественное достоинство. Святые отцы также видят здесь указание на единосущие Сына с Отцом: благ Отец, благ и Сын, имеющий ту же природу.

Свт. Феофилакт Болгарский: «Приходит он к Господу, как просто к человеку и учителю. Поэтому Господь, чтобы показать, что к Нему не должно приходить как просто к человеку, сказал: "никто не благ, как только один Бог". Ты, — говорит, — назвал Меня "благим", к чему же еще прибавил: "учитель"? Кажется, ты принимаешь Меня за одного из многих. Если же так, то Я не благ: ибо из людей собственно никто не благ; благ только один Бог. Поэтому, если хочешь называть Меня благим, называй Меня благим как Бога, а не приходи ко Мне, как просто к человеку» (комментарий на ст. 19).

Свт. Амвросий Медиоланский: «Если кого смущают слова никто не благ, кроме одного Бога, пусть его смущают и слова никто не благ, кроме Бога. И если Сын не отделяется от Бога, то и от блага Христос не отделяется. В Боге Сын отличен по Лицу, но един по власти... Как может быть не благ рожденный от Благого? Ведь дерево доброе приносит добрые плоды (Мф. 7:17). Как Он может быть не благ, если принятая от Отца благая сущность не изменилась в Сыне...» (комментарий на ст. 19).

3) Что значит для нас сегодня «соблюдать заповеди»? Достаточно ли внешнего их исполнения для спасения?

Комментарий:
Соблюдение заповедей — это не формальная отчётность, а путь жизни, данный Богом. Это фундамент, без которого невозможно движение вперёд, но и недостаточный для достижения совершенства. Важно исполнять их от всего сердца, видя в них выражение воли любящего Отца, а не просто свод правил.

Свт. Феофан Затворник: «Если "Учитель благий", или точнее, самоблагий, Который есть самая премудрость Божия, дает тебе наставление: "соблюди заповеди": что может быть вернее сего наставления? Если Он сие наставление соединяет с условием: "аще хощеши внити в живот"; и следовательно в соблюдении заповедей указует тебе путь к вечной, блаженной жизни: что может быть важнее сего наставления?» (комментарий на ст. 19).

БЛОК 2. Призыв к совершенству и реакция богача (ст. 22–23)

Текст:

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. 23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

Параллельные места из Писания (тематические):

  • О сокровище на небе: Мф. 6:19–21; Лк. 12:33–34; 1 Тим. 6:18–19.
  • О следовании за Христом как о пути: Мф. 4:19; Мф. 16:24; Ин. 10:27.
  • О печали мира сего: 2 Кор. 7:10; Быт. 4:6–7.

4) Почему Христос, видя, что человек исполнил заповеди, говорит ему: «Еще одного недостает тебе»? Что это «одно»?

Комментарий:
Христос видит сердце человека и главное препятствие на его пути к совершенству — порабощённость богатством. Призыв продать имение — это не универсальный закон для всех христиан, а конкретное духовное врачевание. Это «одно» — акт радикального доверия Богу и освобождения от идола, которым стало богатство.

Свт. Феофан Затворник: «Но кроткий Божественный Учитель не благоизволил противопоставить слову самохваления слово обличения, а указал путь совершенства и предоставил хвалящемуся самому обличить свое несовершенство делом. "Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим; и имети имаши сокровище на небеси; и гряди в след Мене"» (комментарий на ст. 22).

5) Почему богач опечалился, услышав слова Христа?

Комментарий:
Его печаль — это диагноз. Она показывает, что не просто он владеет богатством, а оно владеет его сердцем. Богатство перестало быть средством, стало целью и смыслом. Печаль раскрывает внутренний конфликт: с одной стороны, стремление к вечной жизни, с другой — неспособность расстаться со своим настоящим «богом».

Свт. Феофилакт Болгарский: «Как любостяжательному, начальнику Господь обещал сокровище на небесах, однако ж, он не внял, ибо был рабом своих сокровищ, поэтому и опечалился, услышав, что Господь внушает ему лишение имущества, тогда как он для того и вечной жизни желал, чтоб при большом обилии богатства ему и жить вечно» (комментарий на ст. 23).

Свт. Кирилл Александрийский: «Это было мучением для сердца этого алчного человека, так гордившегося своим соблюдением закона. Это одновременно показало его немощность и слабость, и полную непригодность к принятию новой евангельской вести. ... Он оказался всего лишь старым мехом, который не может вместить молодого вина, но прорывается и становится бесполезным» (комментарий на ст. 23).

6) Какие внутренние «богатства» или привязанности (не только материальные) могут становиться препятствием для следования за Христом в нашей жизни?

Комментарий:
Под «богатством» можно понимать любое земное пристрастие, которое занимает в сердце место, принадлежащее Богу: жажду признания и успеха, привязанность к комфорту, своим планам, определённому образу жизни, мнению окружающих. Нестяжание — это, прежде всего, внутренняя свобода, готовность всё отдать, если того потребует любовь ко Христу.

Свт. Феофан Затворник: «Но душа, в которой слышится голос, внушающий, что она недостойна домогаться совершенства вообще, и в особенности совершенства нестяжания, должна стараться верно распознать, чей это голос. Точно ли это голос смиренного самопознания? Не есть ли, напротив, это голос лености, или любостяжания, скрывающихся под личиною смирения? В сем последнем случае душа подвергается опасности не только не возвыситься к совершенству, но и погрязнуть в пороке» (комментарий на ст. 22-23).

БЛОК 3. Учение о богатстве и Царстве Божьем (ст. 24–25)

Текст:

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! 25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Параллельные места из Писания (тематические):

  • Об опасности надежды на богатство: Пс. 61:11; Притч. 11:28; 1 Тим. 6:17.
  • О богатстве как препятствии: Лк. 6:24; Лк. 16:13; Иак. 5:1–3.
  • О духовной свободе от имущества: Флп. 4:11–12; Евр. 13:5.

7) Что означает яркое сравнение: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши»?

Комментарий:
Это известное на Востоке образное выражение, указывающее на дело по человечески невозможное или крайне трудное. Толкователи предлагают несколько объяснений: от буквального понимания (крупное животное и крошечное отверстие иглы) до созвучия греческих слов, где «верблюд» (κάμηλος) похож на «толстый канат» (κάμιλος). Общий смысл — наглядная гипербола, подчёркивающая чрезвычайную трудность спасения для человека, порабощённого богатством.

Свт. Кирилл Александрийский: «Иисус скорее использует не слово κάμηλος (верблюд), которое стоит в Евангелии и обозначает это животное, но κάμιλος (толстый канат), ведь такой обычай, чтобы более толстые канаты называть κάμιλοι, есть у тех, кто преуспевает в море» (комментарий на ст. 25).

Архиеп. Аверкий (Таушев): «Это народное присловие, доселе употребительное на Востоке, означающее, что дело невозможно или чрезвычайно трудно исполнимо. Некоторые под "верблюдом" понимают тут корабельный канат, делавшийся из верблюжьей шерсти. Другие полагают, что под "игольными ушами" здесь надо понимать очень низкие и узкие калитки, через которые с трудом пролезает верблюд» (комментарий на ст. 25).

8) Почему именно богатство представляет такую огромную опасность для входа в Царствие Божие?

Комментарий:
Опасность исходит не от имущества как такового, а от того, как оно порабощает человеческое сердце. Богатство легко становится объектом надежды, вытесняя упование на Бога, порождает ложное чувство безопасности, независимости и самодостаточности. Оно отягощает душу, делая её негибкой и неготовой к самоотвержению, требуемому для следования за Христом.

Свт. Феофан Затворник: «Сии недоумения о возможности нестяжательной жизни кажутся основанными на рассуждении: но сокровенное их основание есть маловерие и мудрование плотское, затмевающее духовный свет... Нынешний мир не подает причин к опасению, что в нем окажется недостаток в любостяжательных и богатящихся. Если ему что может угрожать, то это не алчущая правды нестяжательность, а ненасытимое любостяжание, всепожирающая роскошь и праздное, изобретательное на зло, тунеядство» (комментарий на ст. 22-23).

Прот. Иоанн Бухарев: «Не само по себе богатство опасно в отношении наследия царства небесного; нет, оно опасно лишь в том случае, когда человек надеется на него, т. е. очень привязан к нему, — всею своею душою привязан, любит его больше всего, все счастие свое поставляет в нем. Опасно потому, что для человека, привязанного всею душою к богатству, трудно принять христианскую веру, которая требует не иметь такой привязанности... Богатство обыкновенно отвлекает от добродетелей христианских... а, напротив, располагает к порокам» (комментарий на ст. 25).

9) Как в современном мире, полном материальных благ и соблазнов, научиться «проходить сквозь игольные уши»?

Комментарий:
Ключ — в воспитании внутреннего нестяжания и щедрости. Это значит: 1) Осознать, что всё — дар Божий, а мы — управители. 2) Довольствоваться необходимым, отличая потребности от прихотей. 3) Быть готовым делиться, видя в нуждающихся братьев во Христе. 4) Постоянно проверять своё сердце: не стало ли что-то земное для меня важнее Бога?

Свт. Кирилл Александрийский: «Ибо нет ничего, что мешало бы богатым, если они захотят, стать причастниками и участниками изобилия, которым они владеют. Что мешает тому, у кого много имущества, быть ласковым в общении, готовым делиться с другими, легко склоняющимся к даянию, сострадательным и полным той щедрой милости, которая угодна Богу?» (комментарий на ст. 27).

БЛОК 4. Вопрос учеников и завершающая истина (ст. 26–27)

Текст:

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? 27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Параллельные места из Писания (тематические):

  • О всемогуществе Бога: Быт. 18:14; Иер. 32:17; Зах. 8:6.
  • О спасении как даре Божием: Еф. 2:8–9; Тит. 3:4–7.
  • О силе Божией в человеческой немощи: 2 Кор. 12:9; Флп. 4:13.

10) Почему ученики, услышав слова Христа, в ужасе спрашивают: «Кто же может спастись?» Что их так потрясло?

Комментарий:
Вопрос учеников отражает глубинный переворот в их сознании. В иудейской традиции того времени земное благополучие и богатство часто воспринимались как видимое свидетельство Божьего благоволения и награда за праведность (см. ветхозаветные обещания). Если даже такой человек — богатый, знатный и внешне благочестивый — не может обрести жизнь вечную, то это рушило привычную картину мира. Они осознали, что проблема не в объёме имущества, а в порабощённости сердца, которая может быть у любого человека.

Свт. Кирилл Александрийский: «Когда блаженные ученики услышали эти слова, они возразили, говоря: "И кто может жить?" И их оправдание было для тех, у кого было богатство и собственность. Ибо мы знаем, говорят они, что никто никогда не убедит отказаться от своего богатства и имущества: "Итак, кто может быть спасен?"» (комментарий на ст. 26).

Архим. Ианнуарий (Ивлиев): «Смущение их понятно. Ведь Иисус Христос своими словами полностью переворачивал установившиеся иудейские представления. Считалось, что чем богаче человек, тем вероятнее его спасение Богом. Ведь богатство человека - награда за его праведность. А бедность и нищета - наказание за его греховность. И тогда, если слова Иисуса истинны, у человека вообще нет шансов на спасение!» (комментарий на ст. 26).

11) В чём заключается смысл и утешительная сила ответа Христа: «Невозможное человекам возможно Богу»?

Комментарий:
Этот ответ — центральное богословское откровение отрывка. Он переносит фокус со слабости и неспособности человека на всемогущество и благодать Божию. Спасение — не человеческий расчётливый проект, который можно выполнить своими силами, соблюдая правила. Это Божий дар и дело Его преображающей силы. Бог может изменить самое окаменевшее сердце, освободить от самой сильной страсти, дать силы для того, что кажется невозможным.

Свт. Феофан Затворник: «И ныне, как прежде, ответствует Подвигоположник спасения: "у человек сие не возможно есть, у Бога же вся возможна"... Если человек возмнит сам соделать свое спасение, то, хотя бы ему известны были все средства спасения, скажем не обинуясь, для него невозможно спасение. Но сия невозможность самоспасения, признаваемая смирением и верою, становится возможностью спасения в любви и премудрости Божией» (комментарий на ст. 27).

Свт. Феофилакт Болгарский: «Кто имеет человеческий образ мыслей, то есть увлекается дольним и пристрастен к земному, тому, как сказано, спастись невозможно, а для Бога это возможно; то есть, когда кто будет иметь советником своим Бога и в учители себе возьмет оправдания Божии и заповеди о нищете, и будет призывать Его в помощь, тому возможно будет спастись. Ибо наше дело желать добра, а совершать оное дело Божие» (комментарий на ст. 27).

12) Что лично мне, с моими конкретными «невозможностями» и слабостями, делать в свете этой истины? Как сочетать личное усилие и упование на силу Божию?

Комментарий:
Эта истина освобождает от отчаяния и паники, но не от ответственности. Что мы можем делать: 1)
Честно признать свою немощь: «Это выше моих сил» (как побороть страсть, простить, изменить характер). 2) Обратиться с верой к Богу: «Господи, я не могу, но Ты можешь; помоги моему неверию, соверши со мной это невозможное». 3) Синергия с благодатью: делать тот маленький шаг, который могу, идя за призывом Христа. Спасение — синергия, где Божья всемогущая благодать встречает наше свободное и смиренное согласие.

Свт. Феофан Затворник: «Если от самопознания и смирения рождается у тебя помышление, что ты недостоин иметь притязание на совершенство; то это помышление правильное; и оно не должно тебя останавливать или воспящать на пути учения Христова, а должно побуждать тебя простираться в предняя, подвизаться, чтобы как-нибудь уменьшить свое недостоинство, и сделаться не недостойным спасения вечного. На встречу сему стремлению идет благодать Божия, и поддержит тебя, и поведет тебя от недостоинства к достоинству, от несовершенства к совершенству...» (комментарий на ст. 22-23).

Заключение для ведущего

Это Евангельское чтение — не просто история о частном случае одного благочестивого богача. Это духовное зеркало, в котором каждый призван увидеть состояние своего сердца и услышать личный призыв Христа к совершенству.

Главный урок отрывка можно выразить в двух взаимосвязанных истинах:

1. Серьёзное предостережение: Главная опасность — не богатство как таковое, а любостяжание — та сердечная привязанность, которая делает земные блага идолом, закрывающим от человека Царство Божие. Как говорит святитель Феофан Затворник, корень проблемы — в «маловерии и мудровании плотском, затмевающем духовный свет». Богатство, на которое человек надеется как на опору и смысл, становится тем самым «верблюдом», неспособным пройти через тесные врата самоотвержения. История юноши — это трагедия невыполненного призвания, где формальное исполнение закона оказалось бессильным перед порабощённостью сердца.

2. Всесильная надежда: Человеческие невозможности — не приговор. «Невозможное человекам возможно Богу». Эти слова Христа — кульминация всего повествования. Они снимают отчаяние с учеников, спрашивающих: «Кто же может спастись?». Спасение — дело благодати Божией. Бог может освободить сердце от самой сильной страсти, дать силы и преобразить «богача-раба» в «богача-домоправителя», щедро раздающего свои дары. Как отмечает святитель Кирилл Александрийский, богатому возможно спастись, если он будет использовать имение как дар Божий для помощи ближним.

Итоговый призыв этого отрывка — к внутреннему нестяжанию. Не все призваны к внешнему нищенству, но каждый христианин призван к той внутренней свободе, когда ничто тленное не владеет сердцем настолько, чтобы помешать полному следования за Христом. Истинное сокровище — это Сам Христос и жизнь в Нём. Доверие Богу, а не земным гарантиям; щедрость, а не накопительство; готовность всё оставить по Его слову — вот признаки сердца, уже живущего в реальности Царства, для которого «невозможное» становится возможным силой Того, Кто «есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).