Костромскую область, как и соседние с ней области, можно по-праву отнести к сердцу Русской земли. Издавна здесь селились русские люди, вели хозяйство, обрабатывали землю. Многим городам и селам здесь уже не одна сотня лет. Однако, сейчас Костромская область - одна из лидеров по числу заброшенных населенных пунктов. Север области почти полностью опустел и порой все, что напоминает здесь о том, что тут когда-то жили люди, это покинутые древние храмы, стоящие живым напоминанием нам о том, что когда-то это был богатый и населенный край. Именно в таким места мы и отправились в свое очередное путешествие.
В Костроме встретившись с нашими попутчиками из Ивановского клуба "Грязепуты", с некоторыми из которых мы едем уже не первый раз, мы поехали в сторону города Буй.
Это небольшой городок, находящийся уже сам по себе довольно на отшибе. Но нам надо еще дальше. Едем по дороге, ведущей вдоль р. Кострома, через Шушкодом дальше на север. Последнее более-менее обитаемый населенный пункт на нашем пути - поселок Дьяконово. После него цивилизация резко заканчивается.
Дорога местами превращается в грязевую колею, интернет уже не ловит, да и сам сигнал сотовой связи начинает постепенно слабеть.
Местные жители передвигаются тут исключительно на каракатах и болотоходах, мы встретили их по пути несколько штук и ни одной машины (даже внедорожника).
Деревня Боярское. Когда-то она была довольно большой. Много домов еще стоит, но сейчас практически никого нет. Мы встретили только двух женщин и одного пожилого мужчину.
Они готовили себе обед прямо на улице, на вот такой вот печурке. Вокруг аккуратно подстрижена трава, припасено дров с избытком. Такое нехитрое хозяйство вели здесь люди и сто лет назад.
У домов стояла пара тракторов. Видимо это и есть местный способ передвижения. Зимой же наверняка сюда ездят только на снегоходах.
Доехали до деревни Печенга. Дальше уже нет вообще ничего. Да и в этой то деревне нет никого (людей здесь мы вообще не встретили), хотя на выходные в пару домов возможно кто-то и приезжает иногда. А когда-то эта деревня видимо была многолюдна, о чем свидетельствует заброшенное здание сельского магазина и скрытое в зарослях напротив него давно заброшенное каменное строение, которое изначально было открытым здесь в 1897 году одноклассным земским училищем. В 1915 году это училище было преобразовано в Чудцовское двухклассное училище.
Выяснилось, что мы проскочили нужный поворот. Разворачиваемся и едем обратно.
Вокруг красивые виды. Все эти поля раньше наверняка обрабатывались.
Возвращаемся в деревню Бендино, которая хотя она и ближе к Дьяконово, чем Боярское, полностью необитаема.
Так и стоят здесь постепенно разрушаясь старинные покинутые дома, которым наверняка больше сотни лет...
Дальше начинается достаточно сложная дорога через лес.
Нашим спутникам, машины которых подготовлены немного слабее, приходится прибегать к помощи лебедок.
Дорога тут давно разбита и приходится осторожно маневрировать, пробираясь все дальше и дальше в глушь.
И вот мы выезжаем на берег реки Костромы, а за рекой виднеется шпиль церкви в Николо-Чудцах. Над рекой кружит пустельга, словно приветствуя нас.
Река Кострома (или Костромка, как часто называют ее местные жители), хоть и довольно протяженная, на самом деле не особо широкая и глубокая. Судоходства на ней особо никогда и не было, из-за частых перекатов ходить по ней можно только на лодках, но вот лес по ней сплавляли в свое время аж от самого Солигалича. На нашем пути брод, моста тут никогда и не было, в советское время брод видимо искусственно подсыпали, но сейчас глубина его непонятна. К нам на лодке подплыл местный житель и начал нас подбадривать - дескать, тут совсем не глубоко.
И вот первый смельчак отправляется вперед. По меркам любителей оффроада тут действительно не особо глубоко. Но почти никакая стандартная машина этот брод бы не проехала. Река постепенно размывает его.
Но мы без труда преодолеваем водную преграду.
И вот мы на другом берегу. Церковь казалось бы рядом, но прямого пути к ней давно нет - вода промыла глубокий овраг, мост если когда-то и был, то теперь отсутствует.
К нам подъехал еще один местный житель на каракате и вызвался нам показать дорогу в объезд. Едем по заросшим полям. А ведь когда-то вся эта земля обрабатывалась.
Здесь по пути также встречаются сложные участки. Не обошлось без застреваний.
Кое-где пришлось и лопатой поработать.
И вот наконец перед нами показалась старинная церковь. Насчет ее названия на картах существуют разночтения. Церковь была построена на средства дворян Ивана Антонова, а также Ирины и Агриппины Карповых (вероятно, помещиц — прихожанок храма) и освящена как Церковь Николая Чудотворца. От нее частично и происходит название села. Но на картах она часто названа Казанской. Это потому, что церковь имеет также престолы в теплых приделах в честь Казанской иконы Божией Матери и Параскевы Иконийской. Вторая часть названия села - Чудца, также не случайно. Костромская область изначально, до прихода сюда славян, была заселена народом Меря, который не являлся славянским, а был родственником народов финских. Потомки этого народа очень долго сохраняли свои культурные особенности и их часто называли этнонимом "чудь", который употреблялся сразу к большому количеству неславянских народов.
Первое упоминание об этой местности относится к 1562 году, когда некоторые населенные пункты и люди в них были во владении московского Симонова монастыря. Прежний вид церкви можно увидеть на фото ниже:
Архитектура церкви, построенной в 1808 году, хотя ее и относят к классицизму, немного необычна - храмовый зал представляет собой круглый в своем сечении объем накрытый большим куполом.
Церковь была закрыта властями еще 1930-х годах. Дружинин Владимир Семенович - священник церкви, 16 декабря 1935 г. был арестован в с. Николо-Чудцы, а 21 мая 1936 года по ст.58–10 УК РСФСР "антисоветская агитация и сотрудничество с группой сектантов - хлыщей" отправлен на пять лет в ИТЛ, после чего был освобожден, вернулся в родное село и умер в 1945 году.
Храм хоть и покинут, но местные жители постарались максимально его законсервировать. Все входы и выходы закрыты.
Рядом с храмом сохранились руины дома причта.
Все дома в селе давно разрушились. Место это покинуто очень давно, в нулевые годы люди здесь уже не жили. Только на кладбище рядом с церковью еще хоронят, видимо потому, что этот храм единственный в округе как и кладбище.
Кроме храма хорошо сохранилось тут только здание магазина. Теперь в нем живут стрижи, которые понаделали в нем своих гнезд и летают вокруг.
Полностью безлюдные места насколько видит глаз. Ни одного человека. А ведь согласно сохранившимся документам, в 1911 году в 26 приходских селениях проживали 3915 прихожан Никольской церкви обоего пола.
На обратном пути, во время которого опять таки не обошлось без застреваний, мы решаем заехать в деревни Анциферово И Калинино, которые находится чуть дальше.
Местный житель на каракате как раз ехал сюда - проведать свой бывший дом.
Здесь я сделаю небольшое отступление: некоторые непорядочные блоггеры, которые как и мы ездят по подобным местам, ложно объявляют эту местность полностью вымершей и, вращая на видео глазами, делают вид будто бы они приехали как минимум в Припять. После чего "льют крокодиловы слезы" по ушедшей отсюда жизни и лазят по домам, иногда вламываясь в них, а порой даже какие-то предметы уносят с собой. Так делать ни в коем случае нельзя. И то, что отсюда окончательно ушла жизнь - ложь. Как видим на примере местного жителя, показавшего нам дорогу, родные места дороги людям, они даже если постоянно и не живут тут, все равно приезжают сюда. Кстати деревня Натальино, которая находится в другйо стороне от храма после брода, тоже не до конца покинута. В ней как минимум летом постоянно живут 4 человека и ведут хозяйство. Их мы тревожить не стали и туда не поехали потом. А вот по этой деревне решили прогулятся.
Жизнь ушла отсюда гораздо позже. В конце нулевых годов тут еще жило десять человек. Многие дома поражают своей монументальностью. Крыша у некоторых крыта щепой - так делали в старину, еще до появления шифера.
Хозяйственная часть большинства домов большая и пристроена прямо к дому.
На окнах некоторых домов до сих пор сохранились градусники и даже новогодние украшения.
На одном из домов нам встретилась табличка о том, что здесь жил инвалид ВОВ.
Рядом с некоторыми домами сохранилась нехитрая утварь.
Многие постройки, хотя крыша их и заросла мхом еще в довольно неплохом состоянии
Некоторые дома еще стоят, но растительность почти полностью погребла их уже под собой
Так и стоят такие деревни немым укором бросившим эти края людям
И поля постепенно зарастают вокруг
Когда-нибудь, здесь рухнет последний дом, растительность поглотит его остатки и будет тут уже не населенный пункт, а лишь урочище, названием своим напоминающее о деревне, в которой жило некогда много людей...
Мы же, без особых приключений преодолев обратный путь, попрощались с нашими спутниками и отправились домой любуясь красивым закатом
Еще мои статьи о подобных путешествиях в путеводителе по каналу в соответствующем разделе:
С этой поездки есть видео на моем канале на Рутубе: