Найти в Дзене

Генеалогия барона Б.В. Кёне - управляющего Гербовым отделением России

Исраэль Яшке Кёне (Israel Jaschke Köhne) 15 октября 1650 г. от императора Священной Римской империи получил подтверждение дворянства, права владения поместьями и герб, пожалованный его предкам… Но я не об этом. Про настоящую генеалогию барона Б.В. Кёне… Очень не люблю когда людей оценивают по их национальности, вероисповеданию, сексуальной ориентации и политическим взглядам. Но всем ведь всё равно хочется обсудить, поэтому нужно разобраться нормально, а не с кучей неточностей.  Все предки Кёне, хоть с отцовской стороны, хоть с материнской, были родом из Польши и Померании. Но протестанты они или крестившиеся евреи, это большой вопрос. Современники Кёне на этот вопрос давали для себя чёткий ответ – не чистокровный конечно, но еврей…  Еврея определяют по матери, поэтому начнем с материнской линии. По материнской линии первым известным предком Б.В. Кёне был его прадед Иоганн Михаэль Андрессе (Johann Michael Andresse, 1724-1801), который родился в Польше, но ещё в молодости перебралс

Исраэль Яшке Кёне (Israel Jaschke Köhne) 15 октября 1650 г. от императора Священной Римской империи получил подтверждение дворянства, права владения поместьями и герб, пожалованный его предкам…

Но я не об этом. Про настоящую генеалогию барона Б.В. Кёне…

Очень не люблю когда людей оценивают по их национальности, вероисповеданию, сексуальной ориентации и политическим взглядам. Но всем ведь всё равно хочется обсудить, поэтому нужно разобраться нормально, а не с кучей неточностей. 

Все предки Кёне, хоть с отцовской стороны, хоть с материнской, были родом из Польши и Померании. Но протестанты они или крестившиеся евреи, это большой вопрос. Современники Кёне на этот вопрос давали для себя чёткий ответ – не чистокровный конечно, но еврей… 

Еврея определяют по матери, поэтому начнем с материнской линии.

По материнской линии первым известным предком Б.В. Кёне был его прадед Иоганн Михаэль Андрессе (Johann Michael Andresse, 1724-1801), который родился в Польше, но ещё в молодости перебрался в Пруссию (через Вроцлав) и поселился во французской кальвинистской колонии в Берлине.

Единственным достоверным известием о нём является информация о том, что его настоящая фамилия Jędrzejewski (Енджеевский), по его же словам, и что он бежал из Польши. При этом никаких свидетельств своего дворянского происхождения он не представил, в немецких дворянских книгах он не записан. А приехав в Берлин, поселился не рядом с польскими дворянами-эмигрантами и не в немецких кварталах, а в кальвинисткой колонии французов, где была разрешена полная свобода вероисповедания и можно было скрыть свое происхождение и веру.

Вся остальная «информация» о нем – рассказ о том, что он польский шляхтич, о принадлежности к клановому гербу Наленч, о проживании у графа К., о том что граф убил его отца, о переходе в протестантизм, о работе учителем музыки у королевы – это никакими источниками не подтвержденная информация, которая была изложена его семьёй в некрологе. Явно для "исправления" своей генеалогии в лучшую сторону. При чем эту легенду они поместили даже не в его некрологе, а в некрологе его сына в 1824 г. Эта выдуманная семейная легенда была повторена еще несколько раз в литературе, потом в Википедии и заимствуется теперь всеми направо и налево.

В действительности он работал ассистентом организатора лотереи, поменял свою фамилию Енджеевский (которой он сам себя называл) на фамилию Андрессе, никаких королей и королев он, конечно же, и в глаза не видел, высоких должностей и положения в обществе не имел. Кроме того, вопреки тиражируемой дезинформации, он не переходил «из католиков в протестанты». А скорее наоборот – он крестился в католики. И похоронен он был точно на католическом кладбище Hedwigskirchhof.

В 1754 г. он женился. Его жена София Августа Вомерат (Sophie Auguste Womerath), тоже происходила из семьи переселенцев из Польши. Их настоящая фамилия – Вонерец (Woneretz) и занимались они мелкой ремеслом и торговлей.

То, что И.М. Енджеевский (Андрессе) и его жена С.А. Вонерец (Вомерат) на самом деле из семей польских евреев, переселившихся в Пруссию, поменявших фамилии, сменивших вероисповедание и ассимилировавшихся, подозревали многие немецкие коллеги известного генеалога и геральдиста, но прямых доказательств не было. Как и не было никаких исторических источников, доказывающих фантастическую версию происхождения Иоганна Михаэля Андрессе из польской шляхты.

Их единственный сын – Иоганн Генрих Михаэль Андрессе (Johann Heinrich Michael Andresse, 1756-1824) был отдан родителями во французскую гимназию в Берлине и воспитывался в протестантском окружении жителей кальвинисткой колонии. С таким происхождением о хорошей немецкой карьере ему можно было и не мечтать, а вот продвигаться через французские органы самоуправления и соседей-кальвинистов было реальнее. Он так и сделал - сначала работал в суде французской колонии в Берлине, а потом в органах ее управления.

Его жена – Вильгельмина Шарлотта Сюзанна Шартов (Wilhelmine Charlotte Susanne Schartow), происходила из купеческой семьи польских переселенцев из Померании. Они состояли в близком родстве с известным еврейским ростовщиком и торговцем Хаимом Хаазе.

Младшая их дочь – София Шарлотта Андрессе (Sophie Charlotte Andresse, 1792-1878) – названная в честь бабушки и матери, стала женой Карла Бернхарда Вильгельма Кёне и матерью Бориса Васильевича Кёне.

А что же с отцовской стороны? 

По отцовской линии прадедом Б.В. Кёне был Якоб Фридрих Кёне (Jakob Friedrich Koehne), уроженец померанского города Старгард, на тот момент это был город с самым большим еврейским населением в регионе.

А женат он был на Анне Софии Мейер (Anna Sophie Meyer aus Belgard), дочери крестившихся польских евреев из поморского Бялогарда.

Их сын – Бернхард Людвиг Фридрих Кёне (Bernhard Ludwig Friedrich Köhne, 1735-1800) – дед Б.В. Кёне, родился в том же померанском городе Старгард и в 1772 г. женился на Шарлотте Генриетте Элизабет Ольденбрух (Charlotte Henriette Elisabeth Oldenbruch), из семьи прихожан евангелической церкви Пресвятой Девы Марии.

Их сын – Карл Бернхард Вильгельм Кёне (Carl Bernhard Wilhelm Koehne, 1789-1860) женился 24 марта 1816 г. на Софии Шарлотте Андрессе (Henriette Sophie Charlotte Andresse, 1792-1878). И 4 июля 1817 г. на свет появился их сын Б.В. Кёне.

Необходимо учитывать два немаловажных момента. 

Во-первых, значительную миграцию и ассимиляцию еврейского населения Польши в немецкие земли, где действовало куда больше прав и свобод в отношении национальных меньшинств и представителей различных вероисповеданий. Поэтому переход евреев в христианство и смешанные браки – это не такая редкость для Пруссии, в отличие от Польши и России того времени. Иногда эта мера была вынужденная, что бы поступить на госслужбу или занять более высокое положение. А Померания, западная Польша и восточногерманские земли это «плавильный котел» наций и религий той эпохи.

Во-вторых, нужно не забывать педантичность немцев, их налаженный бюрократический аппарат, а также аккуратность ведения родословных книг и генеалогических записей. Именно благодаря этому к 1930-м гг. сохранилась вся информация не только о чистокровных евреях в Германии, но и о «мишлингах» (полукровках разной степени), что привело к ужасным последствиям, позволив СС и Гестапо быстро выявлять и находить людей с долей еврейской крови. Дело именно в четком ведении и прекрасной сохранности генеалогических документов – можно было проследить родословную любого человека без особых трудозатрат.

Поэтому, если у какого-то берлинского чиновника в родословной когда-то присутствовала еврейская кровь, то об этом было прекрасно известно и это влияло на отношение и продвижение по службе. Еврейская бабушка или даже прабабушка – это не то, что можно было скрыть. Вот и отец Б.В. Кёне не смог это скрыть.

Б.В. Кёне не был чистокровным евреем, нет, а вот «бароном-полукровкой» не толерантные граждане его бы назвали… 

На картинке герб померанской семьи Исраэля Яшке Кёне (а там лев 😊, как на гербе барона Б. В. Кёне), который перешел в кальвинизм и разбогател на торговле янтарем. 

Автор текста:

Игорь Михайлович Афонасенко - ведущий специалист Евразийского гербового центра, заместитель главного редактора журнала "Гербовый курьер", эксперт российского геральдического портала "Геральдика.ру".