Наш принцип – относиться с осторожностью к документам и публикациям. Документы подделываются, теряются, уничтожаются. Факты нередко оказываются ошибками. И только рассмотрение документа или факта в общей ткани и логике событий позволяет говорить о достоверности и рассматривать их как аргумент.
Поводом к написанию настоящего материала стала публикация в «Википедии». В очередной раз пролистывая страницы, посвященные событиям лета 1762-го года, мы зацепились взглядом за слова, которые раньше как-то выпадали из поля зрения. Говорилось об отречении Петра Третьего от престола. Даже называлась дата – 1 июля[1]. Увиденное вызвало если не шок, то серьезное удивление. И в свой адрес, и в адрес публикации, и в адрес всех публикации на тему.
Как так?! За рамками внимания нашего, историков, многочисленных деятелей кино и литературы остался документ, который:
Во-первых. Снимал все претензии к Екатерине: Она не узурпировался власть, он сам отрекся, сам передал правление. Даже если допустить версию прямой или косвенной причастности Екатерины к смерти Петра, дело автоматически переквалифицируется из цареубийства в убийство одного из подданных Империи. Из политического преступления в банальную уголовщину.
Во-вторых. Автоматически отменяются все самозванцы (по разным данным, до 40), включая Пугачева, исследование которого является основным предметом нашего исследования. Как может претендовать на трон тот, кто УЖЕ от трона отрекся? Простое обнародование документа автоматически делает Лже-Петра нелегитимным и в зародыше душит все настоящие и будущие выступления.
Однако, когда схлынули поверхностные эмоции, начались здравые вопросы.
А где, собственно, отречение? По процедуре это должен быть Высочайший Манифест, который издается, подписывается, рассылается и т.д. Документа о передаче власти в Империи не мог просто так затеряться. Просто по тому, что не могли затеряться тысячи разосланных по стране копий. (Пример подобного документа мы упомянем ниже) Привыкнув к манере Википедии, мы ожидали рядом с упоминанием увидеть и фотографию документа. Однако её не было.
Поисковик фотографии также не выдал. Зато выдал некий текст, который вместо ответов породил вопросы:
«В краткое время моего самодержавного правительства Российским государством, на самом деле узнал я непосильную тягость и бремя, чтобы мне не только самодержавно, но и каким бы то ни было способом, владеть Российской Империей - невозможно.
Почему и почувствовал я внутреннюю его государственную перемену, которая приведет к падению целости и сохранности России, а меня приведет к вечному бессилию.
По всему поэтому, подумал, посоветовавшись с самим собою, беспристрастно и непринужденно, объявляю не только Российскому государству, но и всему миру торжественно, что я от правления государством Российским на весь век мой отказываюсь, не желая во всю последующую жизнь мою ничем в Российском государстве не владеть, или же когда-либо или через кого-нибудь искать себе помощь.
В чем клятву мою чистосердечную перед Богом и всецелым светом приношу нелицемерно, все сие отрицание, написав и подписав собственной рукой.
Июня 29 дня, 1762. Петр»[2]
Это может быть чем угодно, только не отречением. Вопросы возникают буквально с первых букв.
Кто отрекается? Где традиционная для монарших манифестов формула «Божию Милостью, Мы, Петр Третий, Император Всероссийский и т.д.»? И если подпись в конце дает хоть какой-то намек, на личность, но не должность, того, кто отрекается. То ответа на главный вопрос в тексте нет даже на уровне намеков.
В пользу кого отрекается? Кто становится восприемником? В чьих интересах оформляется отречение? В Интернете можно легко найти тексты отречений Николая Второго и его брата Михаила Второго и убедиться: Первый отрекается в пользу брата, а второй в пользу Временного правительства. Здесь процедура соблюдена: и Михаил, и Временное правительство государственную власть получили легитимно.
И если Петру, было, наверное, уже безразлично, кому достанется власть, которой лишился он, то для Екатерины это был вопрос легитимности: «Я не узурпатор! Я не отнимала власть у мужа и сына! Прежний Император сам передал мне власть. Сделал меня Императрицей, и не регентом при сыне!» Такой документ снимал с неё все вопросы и все претензии; и легальные в виде претензий государств и нелегальные в виде самозванцев.
Возможно, найденный нами текст и существует или существовал на самом деле, но мы можем считать его чем угодно, только не действительным документом.
Теперь давайте посмотрим с другой стороны. Только что взошедшая на престол Императрица кровно заинтересована в признании своей легитимности. Соответственно, обязана эту легитимность предъявить. Но не предъявила.
Вот Высочайший Манифест о кончине Императора Петра III, который был разослан по стране. Мы нашли его в сборнике «Исетская провинция; повседневная жизнь в документах Миасской[3] крепости»[4]. (Это к вопросу, могло ли «затеряться» Отречение.) Его легко можно найти в Сети[5]. Приводим выдержку:
«В седьмой день после принятия НАШЕГО Престола Всероссийского, получили МЫ известие, что бывший Император Пётр Третий, обыкновенным и прежде часто случавшимся ему припадком гемороидическим впал в прежестокую колику. …»
Обращаем внимание. Петр Третий упоминается не как «отрекшийся», но как «бывший». Хотя, Екатерина должна была давить на тему отречения, настаивая на своей легитимности.
Наконец, обилие Лже-Петров Третьих прямо указывает на то, что те, кто их двигал, не видели никаких препятствий в виде документов об отречении. Почему? – Более чем вероятно, знали, что таких документов нет в природе, и никто их не предъявит.
Поэтому информации, в том числе и Википедии, о якобы отречении Петра Третьего следует считать недостоверной.
Но тогда возник другой вопрос:
Почему не имевшая, по большому счету, прав на Русский Престол Екатерина Вторая не озаботилась таким важным для её легитимности документом, как формальное отречение Петра Третьего в её пользу?
И все больше и больше фактов и вопросов приводит нас к тому, что главные причины Пугачевщины надо искать именно в 1762 году, а не классовых освободительных крестьянских мечтах казака-самозванца.
Книгу авторов настоящей публикации - «ПУГАЧЕВЩИНА. Что это было? К 250-летию пугачевского бунта» можно приобрести здесь: https://kmbook.ru/shop/pugachevshhina-chto-eto-bylo-k-250-letiyu-puga/
[1] Все даты по старому стилю.
[2] См. например, здесь: https://hojja-nusreddin.livejournal.com/3951941.html
[3] Ныне село Миасское.
[4] Челябинск, 2024, стр. 533
[5] Например, здесь: https://russportal.ru/index.php?id=russia.manifest1762_07_07_02