Два дня — 9-10 декабря в Санкт-Петербурге будет проходить XV юбилейный Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». В числе прочих участников, там будет работать и делегация АНО СК «Каспий 2030».
Основатель и председатель Совета АНО СК «Каспий 2030» Илья Гамбашидзе считает:«Если говорить с точки зрения стратегических интересов, то Арктика — это безграничное поле возможностей для соседей России по Каспийскому бассейну и стран Центральной Азии. Для последних сейчас наиболее главная задача — выйти из транспортно-логистического тупика, в который они попали после распада СССР. И большой плюс для них — то, что маршруты из Каспийского региона и Центральной Азии в Арктику будут проходить по дружественной и политически стабильной территории».
Как связаны между собой Арктика, Каспий и Центральная Азия — в материале Дмитрия Орлова "Арктика — Центральная Азия — Каспий: горизонты и возможности сотрудничества".
Сотрудничество России со странами Центральной Азии через Каспийский регион — дело давнее. Но также перспективным видится участие Центральноазиатского региона и в Арктических проектах России. Тем более, что база и предпосылки для этого давно имеются. Не считая того, что страны региона в разном количестве представлены в таких блоках с участием России, как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и ШОС.
Есть контакт!
Первая предпосылка для «арктических» контактов России, Каспия и стран Центральной Азии — географическая. Кроме России, в Каспийском регионе есть ещё одно государство, также относящееся к Центральной Азии, которое имеет выход в Арктику — Казахстан. Через территорию этой страны протекает река Иртыш — левый и основной приток Оби. Которая, в свою очередь, впадает в Карское море, называемое в научной среде окраинным морем Северного Ледовитого океана.
На этот факт давно обратили внимание западные аналитики. В 2019 году директор по исследовательской работе аналитической компании «Future Risk» Тристан Кендердайн опубликовал статью «Казахстан как арктическое государство и морская держава». «Речная система Обь-Иртыш, - написал аналитик, - является шестой по длине в мире — 5410 километров. Это широкая и глубокая река, удобная для судоходства на речном транспорте, а также для морских судов, направляющихся вглубь Евразийского континента. Географически эта речная система связывает Казахстан с Северным Ледовитым океаном, и если бы в нём было достаточно речной и морской инфраструктуры, то Казахстан мог бы избежать эндогенного торгового тарифа, не имея выхода к морю. Это дало бы огромные последствия для потенциального торгового, промышленного и более широкого экономического развития Казахстана».
В 2024 году министр транспорта Казахстана Марат Карабаев посетил Мурманск. На встрече с заместителем губернатора Мурманской области Ольгой Кузнецовой Карабаев заявил: «Представители бизнеса Казахстана приехали ознакомиться с логистическим потенциалом региона для рассмотрения дальнейших совместных проектов. Есть все предпосылки для развития нашего сотрудничества в сфере транспорта и логистики».
В ноябре прошлого года Узбекистан посетили зампред правительства России Дмитрий Чернышенко и министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Профильные ресурсы тогда писали: «Узбекистан подтвердил заинтересованность в совместных горнорудных проектах, а также обмене опытом при добыче золота, меди и урана. Курс на интенсификацию геологоразведки в Арктике — дополнительный фактор привлечения международных инвесторов». Кроме того, гости Узбекистана обсуждали проект «обмена» продовольствием. В Узбекистан из Арктического региона поступали бы рыба и прочие морепродукты, а обратно бы — в тех же рефрижераторах — шли бы узбекские овощи и фрукты.
С недавних пор с Россией в Арктике сотрудничает и Кыргызстан. Правда, только в научных целях. В прошлом году Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова Уральского отделения РАН подписал соглашение о сотрудничестве с Институтом водных проблем и гидроэнергетики Национальной академии наук Кыргызстана. Это сотрудничество помогает российским учёным получать данные о процессах деградации льдов, которая сейчас наблюдается в Кыргызстане, в связи с таянием ледников.
Любопытны аспекты сотрудничества в Арктике с Россией у Таджикистана. И дело — не только в таджикских трудовых мигрантах, работающих в арктических городах. И даже не в том, что таджикские учёные участвуют в экспедициях в Арктику — Абдулхамид Каюмов, например. В 2015 году два таджикских десантника высадились со своими российскими и белорусскими товарищами по оружию на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана — в рамках учений по линии ОДКБ. У Ирана и Азербайджана (ещё двух Каспийских стран) к Арктике пока чисто научный интерес — как у Кыргызстана. Хотя иранцы интересуются экономическим сотрудничеством с Арктическим регионом с 2017 года, как минимум.
От параллелей — к меридианам
Тем не менее, очевидно, что сцепка Россия — Каспийский регион — Центральная Азия — Арктика имеет все шансы на то, чтобы стать вполне осязаемой реальностью. Оно необходимо ещё и потому, что до распада СССР, потоки товаров шли не только по линии Восток-Запад, как сейчас, но и в направлении Север-Юг. Но после развала Советского Союза, на его территории возникло 15 независимых государств. Все — со своими границами, таможнями и тарифами, которые однообразием тоже не отличались. Всё это привело к развалу транспортных коммуникаций по всей Евразии: возникла проблема транзита грузов. В конце концов потоки товаров по линии Европа-Азия-Европа пошли через Индийский океан, а страны Центральной Азии оказались в транспортном тупике.
Сейчас страны Евразии делают попытки выхода из него, выстраивая новые маршруты. И здесь на передний план всё чаще выходит не широтные, а меридиональные транспортные маршруты. Выступая на IV Железнодорожном съезде 15 декабря 2023 года, президент России Владимир Путин заявил: «В европейской части России мы развиваем международный коридор «Север – Юг». Он свяжет с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана российские порты на Балтике, а также Мурманский транспортный узел – один из наших важнейших опорных хабов в Арктике, мощность которого мы обязательно также будем наращивать». Там же российский лидер сообщил о строительстве так называемого Северного широтного хода с перспективным выходом к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края. В планах — также создание новой Северо-Сибирской железнодорожной магистрали – от Ханты-Мансийского автономного округа до её стыковки с Транссибом и БАМом.
Надо ли в этих условиях говорить о том, что перед Каспийским регионом и Центральной Азией сотрудничество с дружественной им Россией по Северному морскому пути (СМП) сулит перспективы серьёзного экономического роста? Развитие логистики в Арктическом направлении — это ещё и гарантия безопасного прохождения грузов. Потому что в Арктике нет сомалийских пиратов — как минимум. А как максимум — СМП, по сравнению с Суэцким каналом, экономит время и расстояние между Азией и Европой: на 8-10 тысяч километров и до 10-15 дней меньше. Из-за необходимости ледоколов, страховки и более короткой навигации, СМП сейчас на 30% дороже. Суэц же, при том, что он - более традиционный и круглогодичный для навигации, длиннее и сильнее подвержен геополитическим рискам. Но к 2050 году по СМП планируется создать систему круглогодичной навигации. То есть, к тому времени страны Каспийско-Центральноазиатского региона должны создать всю необходимую для транзита инфраструктуру...
Здесь нужно вернуться к статье Тристана Кендердайна, упомянутой в самом начале. Он также писал: «Развитие России в Ямало-Ненецком районе – это инфраструктурный и мировой рыночный сдвиг, который необходим Казахстану для выхода из Евразии к морю… Возможность контейнерного морского транспорта по Западно-Сибирскому району – Северному Ледовитому океану может превратить Казахстан в эффективную морскую страну имеющую выход в Арктику. Это открывает Казахстан для морских экономик как в Восточной Азии, так и в Европе и Мировом океане».
Осталось только дополнить: этот сдвиг необходим не только Казахстану, но и всему Каспийско-Центральноазиатскому региону. Любой шанс, способный вывести регион из рамок «догоняющего развития», его странам необходимо использовать по максимуму.