Предшественником Невского судостроительного и механического завода являлся небольшой чугунолитейный завод, основанный англичанином Томсоном с целью производства артиллерийских снарядов и чугунных отливок для местных предприятий. Заводские корпуса возвели на левом берегу Невы, в месте, где Шлиссельбургский тракт выходил за границы Петербурга. Впоследствии владелец продал свое предприятие генерал-майору П.Ф. Семянникову и подполковнику В.А. Полетике, которые сочли выгодным перепрофилировать его в судостроительное, назвав «Невским железоделательным, механическим и корабельным заводом». Вскоре были построены и оборудованы новые мастерские: прокатная, механическая, модельная, кузница с 7-тонным и двумя 0,5-тонными молотами и эллинг для сборки судов.
Поначалу владельцам завода удавалось получить заказы лишь на вспомогательные суда и плавучие сооружения, в частности батопорт для дока Петра I, изготовленный в 1862 году. Однако вскоре у них появилась возможность заняться постройкой боевых кораблей.
В январе 1863 года, с началом восстания в Царстве Польском, разразился политический кризис. Последовавшая вскоре попытка Англии и Франции навязать России свои методы решения этой проблемы заставила морское ведомство озаботиться усилением обороны подступов к Петербургу. Одной из важнейших мер стало ускоренное наращивание броненосного флота, способного во взаимодействии с артиллерией кронштадтских фортов и береговых батарей остановить неприятеля, задумавшего нанести удар по столице с моря.
Весной 1863 года П.Ф. Семянников и В.А. Полетика приняли участие в торгах на постройку броненосных кораблей. Им удалось выиграть подряды на строительство плавучей батареи «Кремль» и двух мониторов — «Лава» и «Перун». Контракт на постройку первой был подписан 8 апреля, но работы продвигались медленно, так как все внимание уделялось постройке мониторов. Свои цены на них владельцы предприятия объявили 13 апреля 1863 года, ориентируясь на суммы, обозначенные Балтийским литейным, механическим и судостроительным заводом М.Е. Карра и М.Л. Макферсона.
К работам приступили 15 июня, а 3 декабря 1863 года состоялась официальная закладка обоих мониторов. Начало же строительству «Кремля» положили только 20 сентября.
Вскоре нужда в ускоренных работах отпала — потерпев несколько поражений от повстанцев, российские войска сумели переломить ситуацию. Восстание пошло на убыль, и европейские державы потеряли к нему интерес.
Темпы постройки мониторов несколько замедлились, начались частичные переделки. В результате монитор «Лава» сошел на воду 27 мая, а «Перун» — 18 июня 1864 года, испытывались же они соответственно 12 июля и 16 августа следующего года. Со спуском мониторов оживились работы на батарее «Кремль», которая покинула стапель 14 августа 1865 года — более чем на год позже контрактного срока.
Разумеется, ощутимо запоздала и ее сдача флоту, состоявшаяся вместо 1865 в октябре 1866 года.
Но, несмотря на хроническое запаздывание постройки кораблей, П.Ф. Семянников и В.А. Полетика сумели 17 мая 1865 года подписать с Морским министерством контракт на постройку трехбашенных фрегатов «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов», со сроком готовности к августу 1867 года.
Между тем 25 июня морское ведомство приняло решение увеличить на них толщину нижнего броневого пояса, что оказалось возможным только на кораблях, заказанных Невскому заводу. Чтобы ограничить перегрузку, их перепроектировали в двухбашенные. Закладка обоих фрегатов состоялась только 8 ноября 1866 года.
Пользуясь тем, что переработка проекта указанных кораблей состоялась после подписания контракта, чем оправдывалось возможное нарушение взятых обязательств, владельцы Невского завода вели дело без особой спешки. Для этого были и серьезные основания — строившиеся фрегаты отличались от предыдущих большей сложностью. Сказывалось и то, что в 1866 году бюджет морского ведомства на судостроение был заметно ограничен. Таким образом, «Адмирал Спиридов» сошел на воду с большим опозданием — 16 августа, а «Адмирал Чичагов» — 1 октября 1868 года. На ходовые же испытания они вышли только в октябре 1871 года.
Гораздо хуже обстояло дело с постройкой еще одного корабля — казематного броненосца «Минин», строившегося по контракту от 30 ноября 1864 года. Еще до начала работ, в январе 1865 года, его решили перепроектировать в двухбашенный. К постройке приступили в августе, но лишь 22 июня 1866 года состоялось утверждение нового проекта, а 8 октября — перезаключение контракта. Из-за позднего заказа брони Адмиралтейским Ижорским заводам «Минин» задержался на стапеле и сошел с него 22 октября 1869 года.
В августе следующего года его перевели в Кронштадт, но затем дело застопорилось из-за гибели близкого по типу английского броненосца «Кэптен», заставившей еще раз пересмотреть проект.
_______________________________________
Перед Вами отрывок из журнала "Гангут" №58.
Приобрести и прочитать журнал "Гангут" №58. полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий