Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Плотогоны - профессия не вымершая. Увидел их за работой в Сибири

В индустриальном Лесосибирск, выйдя на берег Енисея, мы увидели на фоне далёкого моста вот такую картину: Ведь у дерева положительная плавучесть, и стало быть, зачем грузить его на железную баржу? В царские и советские годы в России практиковался молевой сплав - то есть, брёвна просто скидывали в реку, а там уж как доплывёт. Особенно славились им притоки Камы - отсюда и гигантский Керченский рейд под Чердынью. На Вишере я видел ряжи для сортировки молевого леса, и даже чуть ниже Перми в моём детстве дедушка и бабушка за считанные дни наловили с лодки брёвен на новую баню. Но серьёзной проблемой был и топляк, о которой бились не только лодки, но и суда вроде скоростных "Метеоров", а его гниение отравляло реку похлеще всяких промышленных стоков. Лучше соединить брёвна в плот, а в идеале ещё и загнать плот в кошель - боновое заграждение, прицепленное к буксиру. Молевой сплав в России запретили в 1995 году, а плотовой в 21 веке стал экзотикой - из крупных рек он практикуется сейчас тольк

В индустриальном Лесосибирск, выйдя на берег Енисея, мы увидели на фоне далёкого моста вот такую картину:

Ведь у дерева положительная плавучесть, и стало быть, зачем грузить его на железную баржу? В царские и советские годы в России практиковался молевой сплав - то есть, брёвна просто скидывали в реку, а там уж как доплывёт. Особенно славились им притоки Камы - отсюда и гигантский Керченский рейд под Чердынью. На Вишере я видел ряжи для сортировки молевого леса, и даже чуть ниже Перми в моём детстве дедушка и бабушка за считанные дни наловили с лодки брёвен на новую баню.

Но серьёзной проблемой был и топляк, о которой бились не только лодки, но и суда вроде скоростных "Метеоров", а его гниение отравляло реку похлеще всяких промышленных стоков. Лучше соединить брёвна в плот, а в идеале ещё и загнать плот в кошель - боновое заграждение, прицепленное к буксиру.

Молевой сплав в России запретили в 1995 году, а плотовой в 21 веке стал экзотикой - из крупных рек он практикуется сейчас только на Северной Двине и Енисее. Сплотка проходит в основном на Ангаре, а Стрелка служит сортировочной станцией - большие плоты до 800 метров (!) длиной уходят по течению на экспорт через порт Дудинки, а меньшие - на заводы в Лесосибирск:

-2

Их ловят мелкие буксиры Т-135, строившиеся в 1960-70-х на Костромском судозаводе. Натурально, водоплавающие трелёвочники с вогнутым брёвнотолкателем ниже уровня воды:

-3

А самые обычные самоходные баржи с кранами на палубах...

-4

...привозят суровых мужиков с топорами. Бурлаки (лямщики) ушли в прошлое, а вот плотогоны (ярыги) - профессия нужная и в 21 веке:

-5

Вручную, перебивая толстую проволоку топором, они разбирают плоты на охапки брёвен, плывущие к лесозаводу, где их вылавливает кран.

-6

Смотреть на то, как работает этот чуть ржавый, но по-прежнему надёжный механизм, можно бесконечно:

-7