Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Индустрия над Енисеем. Как Лесосибирск оправдывает своё название?

За устьем Ангары начинает сгущаться единственная в июньском рейсе теплохода тёмная ночь - даже через несколько дней после солнцестояния "Чкалов" входит в долгие северные сумерки. В сумерках часа полтора тянется по левому борту Лесосибирск, со всеми присёлками растянутый вдоль берега на 35 километров. Своё название он оправдывает сполна: известное с 1640 года село Маклаков Луг уже в 1906 году взял в оборот норвежский лесопромышленник Йонас Лидс, а к 1975 году, когда под нынешним названием учредили город, это был один из крупнейших центров первичной лесопереработки в СССР. Уже от моста видны густо дымящие трубы: За неприметным присёлком Абалаково сменяют друг друга канифольный (1975), заброшенный мачтопропиточный (1953) заводы... ...и лесоперевалка с целой толпой невысоких кранов: Многоэтажки Южной части города за густым парком не цепляют взгляд - в отличие от лесопильно-деревообрабатывающего комбината №1 (первоначально, в 1967-78, назывался Новомаклаковским) ниже неё по течению: Здесь

За устьем Ангары начинает сгущаться единственная в июньском рейсе теплохода тёмная ночь - даже через несколько дней после солнцестояния "Чкалов" входит в долгие северные сумерки.

В сумерках часа полтора тянется по левому борту Лесосибирск, со всеми присёлками растянутый вдоль берега на 35 километров. Своё название он оправдывает сполна: известное с 1640 года село Маклаков Луг уже в 1906 году взял в оборот норвежский лесопромышленник Йонас Лидс, а к 1975 году, когда под нынешним названием учредили город, это был один из крупнейших центров первичной лесопереработки в СССР. Уже от моста видны густо дымящие трубы:

-2

За неприметным присёлком Абалаково сменяют друг друга канифольный (1975), заброшенный мачтопропиточный (1953) заводы...

-3

...и лесоперевалка с целой толпой невысоких кранов:

-4

Многоэтажки Южной части города за густым парком не цепляют взгляд - в отличие от лесопильно-деревообрабатывающего комбината №1 (первоначально, в 1967-78, назывался Новомаклаковским) ниже неё по течению:

-5

Здесь впечатляет очередное чудо техники - кабельные краны, вступающие в дело там, где даже козловый кран (а в этих бывает до 200 метров) коротковат:

-6

Кто и когда их придумал - не очень понятно: англовики пишет, что шотландский инженер Джон Файф в 1875 году в гранитном карьере под Абердином, но вместе с тем ещё в 15 веке подобная конструкция работала в порту Данцига. Скорее всего вопрос тут лишь в том, где проходит граница между кабельным краном и грузовой канатной дорогой. Чаще всего этих монстров можно увидеть карьерах и на стройках мостов или плотин через глубокие ущелья, а вот постоянными и общедоступными я их не припомню в России больше нигде. Это явно главная достопримечательность Лесосибирска:

-7

Судно продолжает путь:

-8

Горы щепы и опилок напоминают барханы:

-9

Лесосибирск всё тянется, как производственный роман:

-10

Тем удивительнее смотрится Крестовоздвиженский собор (1995-2007) высотой 67 метров. Он стоит недалеко от центра на месте бывшего села Маклаково, но центр и здесь полностью скрыт за деревьями - живым лесом город тоже обилен:

-11

Впереди - грузовой порт, ныне крупнейший сугубо речной (ведь в Дудинку больше морские суда ходят) на Енисее, да и во всей России уступающий лишь Череповцу, причём совсем немного. По грузообороту в 1,2 миллиона тонн он вдвое меньше, чем крупнейший советский речпорт Осетрово (Усть-Кут) в лучшие годы, но вдвое больше, чем он же сейчас. Как и в Усть-Куте, здесь не только принимают лес, но и отправляют суда северного завоза, в том числе на всякие экзотические реки вроде двух Тунгусок.

-12

Лесозаводские пейзажи тянутся и дальше - остался за кормой Маклаковский ЛДК (выросший из завода Йонаса Лида) у центра, а это Новоенисейский ЛДК (1960) в самом дальнем присёлке Новоенисейск.

-13

При ясном небе день длиннее на полчаса-час, и напротив Новоенисейска можно было бы высмотреть в кои-то веки лишь полуразрушенный Никольский храм (1829) в правобережном селе Каменск.

-14

За день, с 7 утра до примерно полуночи мы прошли 407 километров - именно столько указано в расписании от Красноярска до первой остановки Енисейск.

-15

Здесь я не выходил на берег - ловил последний до Дудинки надёжный интернет и доделывал кое-какие дела за ноутбуком в пустой каюте. Судно уходит туда, куда никак иначе не доедешь...