Найти в Дзене
Путь сердца

ДЕНЬ УХОДА САРАСВАТИ ТХАКУРА

8 декабря 2025 года — День ухода основателя Шри Чайтанья Матха и Шри Гаудия Матхов по всему миру, Бхагавана Шри Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. В 1936 году он отправился в Пури в обществе некоторых из нас. Там находился Пурушоттам Матх на Чатак Парвати. Там была песчаная гора и находилось его бунгало. Он жил в этом Пурушоттам Матхе. Многие его последователи окружали его.  Он очень любил слушать шлоку Даса Госвами. [Цитирует санскрит] Каждый день он слушал ее. А также «ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада», которую пел Джаджавар Махарадж. А затем, по прошествии месяца, Сарасвати Тхакур Прабхупада вернулся в Калькутту. В Каттаке осталась группа преданных, чтобы собирать пожертвования. И позже мы (я был среди них) получили известие о том, что его состояние здоровья резко ухудшилось. Мы немедленно отправились в Калькутту.  Когда мы были в Пури, в то время Прабхупада отправил Госвами Махараджа (в ту пору его звали Апракрита Прабху) в Лондон. Он передал ему собств

8 декабря 2025 года — День ухода основателя Шри Чайтанья Матха и Шри Гаудия Матхов по всему миру, Бхагавана Шри Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады.

В 1936 году он отправился в Пури в обществе некоторых из нас. Там находился Пурушоттам Матх на Чатак Парвати. Там была песчаная гора и находилось его бунгало. Он жил в этом Пурушоттам Матхе. Многие его последователи окружали его. 

Он очень любил слушать шлоку Даса Госвами. [Цитирует санскрит] Каждый день он слушал ее. А также «ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада», которую пел Джаджавар Махарадж.

А затем, по прошествии месяца, Сарасвати Тхакур Прабхупада вернулся в Калькутту. В Каттаке осталась группа преданных, чтобы собирать пожертвования. И позже мы (я был среди них) получили известие о том, что его состояние здоровья резко ухудшилось. Мы немедленно отправились в Калькутту. 

Когда мы были в Пури, в то время Прабхупада отправил Госвами Махараджа (в ту пору его звали Апракрита Прабху) в Лондон. Он передал ему собственную гирлянду, повесил ему на шею. И сказал: «Отправляйся в Лондон. Если кто-то пожелает принять Харинам, ты должен будешь давать Харинам людям». Затем он вернулся. 

Когда мы в Каттаке получили известия об ухудшении его здоровья, мы тотчас же приехали в Калькутту. Мы дежурили рядом с его смертным одром.

Приблизительно за двадцать четыре часа до своего ухода он позвал меня и попросил петь «ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада» — знаменитый бхаджан, который считается высочайшей реализацией любого преданного в линии гаудия-вайшнавизма.

Это было первого января. Рано утром он оставил мир. Он лежал, и легкая улыбка тронула его уста.

Был организован особый поезд из Калькутты в Навадвип. Из калькуттского Матха, Багх Базар Гаудия Матха, мы отвезли его святое тело на железнодорожную станцию Силда (Sealdah), затем в Кришнанагар. До Кришнанагара, а оттуда на крыше автобуса в место Сваруп-ганджо-гхат. Потом мы пересекли реку Сарасвати и вновь несли тело на плечах. И так достигли Матха, где было место самадхи. Этот путь занял у нас весь день — из Калькутты в Чайтанья Матх. 

В семь-восемь вечера мы достигли Чайтанья Матха и начали устраивать самадхи. Рано утром его тело было помещено в самадхи. Я по-прежнему помню его исполненное достоинства положение. Он сидел в самадхи. Цвет его тела был очень светлым, сияющим. По прошествии двадцати четырех часов после ухода он был посажен в асану в очень достойном положении, образе ачарьи. Затем, конечно же, тело было засыпано солью и землей. На место погребения поместили Туласи. Мы все обошли самадхи с пением песен и чтением «Бхагаватам», памятованием о Харидасе Тхакуре.

Я особенно просил чтеца прочитать заключительную часть комментария к «Чайтанья-чаритамрите», написанного самим Прабхупадой. Он написал «Анубхашью», комментарий к «Чайтанья-чаритамрите». И заключительная часть поэмы очень сладостна. И очень скорбного, жалобного настроения. Я попросил чтеца прочитать эту часть, что и было сделано. Описание ухода Харидаса Тхакура из «Чайтанья-чаритамриты» — эта часть. 

Затем мы обошли самадхи и растение Туласи. Один джентльмен попросил меня снова спеть «ш́рӣ-рӯпа-ман̃джарӣ-пада, сеи мора сампада».

Мы все постились весь день. За два часа до восхода солнца он ушел. А всю пятницу мы постились, не принимая даже капли воды. В субботу в девять или десять вечера мы приняли немножко прасадам.  

Затем в Калькутте было собрание. Уважаемые члены общества были избраны в качестве президента и глав собрания. Я вернулся в Калькутту, чтобы принять участие в этом собрании. Было великое множество учеников Шрилы Сарасвати Тхакура. Не было свободного места. Столь многие ученики со всех концов Индии приехали. Это собрание произошло уже в 1937 году. 

 

Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

Из воспоминаний Шрилы Шридхара Махараджа