Найти в Дзене

Среди китайских бизнесменов, пожалуй, самый известный на западе любитель Го – это основатель Alibaba Джек Ма

Среди китайских бизнесменов, пожалуй, самый известный на западе любитель Го – это основатель Alibaba Джек Ма. Джек Ма начал заниматься довольно поздно, на третьем курсе университета (по его словам, с игрой он познакомился благодаря однокурснику). Начав с девяти камней форы, через несколько месяцев Ма смог обыгрывать всех студентов со своего потока, которые умели играть. После такого успеха он впал в состояние «отчаявшегося потерпеть поражение», такая своеобразная идиома на китайском про того, кому море по колено. Ма поехал играть с действительно сильными игроками, где шестилетний ребенок разнес его в щепки. После чего Ма бросил Го почти на десять лет. «Я понял, что не создан быть профессиональным игроком, что всегда есть небо выше неба. Но я полюбил стратегическое планирование, борьбу в середине игры и закрепление успеха в финале». В цитате он буквально говорит, что полюбил три стадии игры: 布局、中盘、收官, которые мы называем фусэки, тюбан и ёсэ (иероглифы те же, что и у японцев, кроме ёс

Среди китайских бизнесменов, пожалуй, самый известный на западе любитель Го – это основатель Alibaba Джек Ма.

Джек Ма начал заниматься довольно поздно, на третьем курсе университета (по его словам, с игрой он познакомился благодаря однокурснику). Начав с девяти камней форы, через несколько месяцев Ма смог обыгрывать всех студентов со своего потока, которые умели играть.

После такого успеха он впал в состояние «отчаявшегося потерпеть поражение», такая своеобразная идиома на китайском про того, кому море по колено. Ма поехал играть с действительно сильными игроками, где шестилетний ребенок разнес его в щепки. После чего Ма бросил Го почти на десять лет.

«Я понял, что не создан быть профессиональным игроком, что всегда есть небо выше неба. Но я полюбил стратегическое планирование, борьбу в середине игры и закрепление успеха в финале». В цитате он буквально говорит, что полюбил три стадии игры: 布局、中盘、收官, которые мы называем фусэки, тюбан и ёсэ (иероглифы те же, что и у японцев, кроме ёсэ).

По смыслу цитаты, это не просто термины Го, а слова из повседневной жизни: стремление к конечной цели – территории, начиная со стратегического планирования и проходя через конкурентную борьбу посреди рыночной доски.

Китайские комментаторы проводят такие аналогии. Стратегическое планирование (фусэки) – это многолетнее наращивание экосистемы Alibaba, в которую, как на доску Го, камень за камнем вставали Taobao, Tmall, AliCloud, Alipay, проекты в финтехе и медиа.

Борьба в центре рыночной доски (тюбан) – это конкурентные войны против крупных компаний, одна из наиболее известных против eBay на китайском рынке. А финализация или ёсэ – это доведение уже выигранных направлений до устойчивой монополии или доминирования.

Наиболее точное русское слово для ёсэ, как мне кажется – это исполнение: и наполнение доски камнями при постройке границ, и исполнение задуманных планов, и дисциплина в финале игры.

Продолжение следует…