Найти в Дзене

Почему дети перестают говорить о своих чувствах?

Иногда я думаю: когда именно дети перестают рассказывать нам о своих чувствах?
В какой момент тот разговор перед сном — про страхи, мечты и смешные истории — превращается в скупое «нормально»?
Недавно ко мне пришёл мальчик, 9 лет.
Он сел, сжал руки и тихо сказал:
— Можно я вам расскажу? Маме я не хочу, она расстроится…
И вот я смотрю на него, на маленькие плечи, на взгляд, в котором не должно быть такой взрослой осторожности, и думаю: как рано дети учатся нас беречь.
Мы говорим:
— Рассказывай, я рядом.
Но в моменты собственной усталости мы вздыхаем, отворачиваемся, торопим, закрываем ноутбук не сразу…
И ребёнок запоминает не слова, а наше состояние.
А ещё — дети боятся «загружать» нас.
Один подросток как-то сказал:
— Мама постоянно грустная. Я ей не говорю, что меня в школе обзывают. Она не выдержит.
Понимаете?
Он молчит не потому, что не доверяет.
А потому, что слишком любит.
Иногда дети замыкаются, потому что рядом нет пространства, куда можно положить свои чувства, не боясь б

Иногда я думаю: когда именно дети перестают рассказывать нам о своих чувствах?
В какой момент тот разговор перед сном — про страхи, мечты и смешные истории — превращается в скупое «нормально»?

Недавно ко мне пришёл мальчик, 9 лет.
Он сел, сжал руки и тихо сказал:
— Можно я вам расскажу? Маме я не хочу, она расстроится…

И вот я смотрю на него, на маленькие плечи, на взгляд, в котором не должно быть такой взрослой осторожности, и думаю: как рано дети учатся нас беречь.

Мы говорим:
— Рассказывай, я рядом.
Но в моменты собственной усталости мы вздыхаем, отворачиваемся, торопим, закрываем ноутбук не сразу…
И ребёнок запоминает не слова, а наше состояние.

А ещё — дети боятся «загружать» нас.
Один подросток как-то сказал:
— Мама постоянно грустная. Я ей не говорю, что меня в школе обзывают. Она не выдержит.

Понимаете?
Он молчит не потому, что не доверяет.
А потому, что слишком любит.

Иногда дети замыкаются, потому что рядом нет пространства, куда можно положить свои чувства, не боясь быть отвергнутым или осмеянным.

И я всё время напоминаю родителям:
Чтобы ребёнок говорил, надо не задавать правильные вопросы. Надо уметь выдерживать ответы.

Иногда тяжёлые.
Иногда неожиданные.
Иногда такие, которые заставляют нас пересмотреть что-то в себе.

Но это и есть близость.
Это и есть родительство.

Когда моя дочь говорит мне:
— Мам, у меня сегодня был плохой день…
я всегда делаю глубокий вдох.
И стараюсь быть не идеальной, а живой.
Присутствующей.

Потому что дети перестают говорить только тогда, когда перестают надеяться быть услышанными.

*Истории вымышлены, детали изменены. Совпадения случайны, конфиденциальность сохранена*

-2