Найти в Дзене
Зачем я там была?

Дом Нирнзее - первый московский "тучерез", в коридорах которого слышны шаги Маяковского и Булгакова

Помните, у Маяковского есть стихотворение, которое начинается так: «Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают - Значит - это кому-нибудь нужно?» Поэт написал эти строки для Софьи Шамардиной - Сонки, как он ее называл, - в которую был влюблен. Их роман развивался в 1913–1914 гг. Потом они расстались, а спустя короткое время снова встретились в Москве. Тогда Маяковский снимал квартиру - прямо напротив своего друга Д. Бурлюка- в доме 10 в Большом Гнездниковском переулке. И много-много лет спустя, в 1990-е, во время ремонта, рабочие нашли в его фойе за зеркалом записку: «Люблю зеркало, хочу сегодня быть красивой. Я очень люблю тебя, Владимир Маяковский. Стихи твои и тебя». Любовное послание оставила поэту Сонка. Дом Нирнзее. Фото автора Эта история - одна из многих , которые может рассказать этот дом. Он - первый московский небоскреб, построенный в 1913 году по проекту архитектора Э.К.Нирнзее - хранит память о многих и многом. Его можно читать как роман, где каждая глава посвящена архитек

Помните, у Маяковского есть стихотворение, которое начинается так: «Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают - Значит - это кому-нибудь нужно?»

Поэт написал эти строки для Софьи Шамардиной - Сонки, как он ее называл, - в которую был влюблен. Их роман развивался в 1913–1914 гг. Потом они расстались, а спустя короткое время снова встретились в Москве.

Тогда Маяковский снимал квартиру - прямо напротив своего друга Д. Бурлюка- в доме 10 в Большом Гнездниковском переулке. И много-много лет спустя, в 1990-е, во время ремонта, рабочие нашли в его фойе за зеркалом записку: «Люблю зеркало, хочу сегодня быть красивой. Я очень люблю тебя, Владимир Маяковский. Стихи твои и тебя».

Любовное послание оставила поэту Сонка.

Дом Нирнзее. Фото автора
Дом Нирнзее. Фото автора

Эта история - одна из многих , которые может рассказать этот дом.

Он - первый московский небоскреб, построенный в 1913 году по проекту архитектора Э.К.Нирнзее - хранит память о многих и многом. Его можно читать как роман, где каждая глава посвящена архитектору, жильцам, гостям.

Сегодня Дом Нирнзее не кажется гигантом - он плотно зажат между другими зданиями в узком переулке и почти не выделяется. Но тогда, в 1913-м, это была сенсация: десять этажей, неслыханная высота для Москвы, дерзкая конструкция. И слово для него придумали чудесное - тучерез. Так и видишь, как верхние этажи режут небо.

Парадные вестибюли в доме Нирнзее. Обратите внимание на ковер из метлахской плитки. Фото автора
Парадные вестибюли в доме Нирнзее. Обратите внимание на ковер из метлахской плитки. Фото автора

Фасад сочетает черты разных стилей. На окнах были предусмотрены металлические ящики для цветов (многие из них сохранились) - по замыслу архитектора жильцы должны были украшать фасад живыми цветами в теплое время года.

Фото автора
Фото автора

Аттик украшает майоликовое панно «Лебеди и русалки» по эскизу А. Головина - штрих, который хочется разглядывать (правда, сейчас исключительно издалека, со стороны Тверского бульвара).

Фото автора
Фото автора

Дом строился как доходный, но не для богатых семейных жильцов, а для обычных служащих, преимущественно одиноких. Весь дом преимущественно состоял из малогабаритных однокомнатных квартир. В них были огромные потолки, свои ванная комната и туалет, зато не было кухонь.

Коридор в доме Нирнзее. Фото автора
Коридор в доме Нирнзее. Фото автора

Вместо них - столовая на крыше.

Нирнзее предложил то, о чем авангард заговорит потом - использовать плоскую крышу как общественное пространство. Помимо ресторана, он планировал там сквер и даже велотрек.

Крыша в доме Нирнзее. Фото автора
Крыша в доме Нирнзее. Фото автора

История крыши - отдельная линия сюжета. Сначала здесь работало дореволюционное кафе «Кофе Крыша» - модное, но просуществовавшее всего несколько месяцев. На его месте был открыт кинопавильон «Киночайка». В 1921-м, в эпоху НЭПа, снова открылся ресторан «Крыша», позже ставший кафе-столовой Моссельпрома.

Реклама уверяла: «Где можно увидеть Москву? Кафе-столовая "Крыша". Нигде, кроме как в Моссельпроме!".

из открытых источников интернет
из открытых источников интернет

И кино сюда возвращалось тоже снова и снова. Именно на крыше дома Нирнзее Мымра из «Служебного романа» поливает цветы.

Центральная глава в повествовании о доме - люди. В квартирах у Маяковского и Бурлюка собирались футуристы, имажинисты. Крученых, Мариенгоф, Клюев, Хлебников, Есенин - одно имя громче другого.

Здесь, в этом доме, Булгаков в гостях впервые встретил свою Маргариту - Елену Шиловскую.

Дом Нирнзее. Фото автора
Дом Нирнзее. Фото автора

В доме Нирнзее работали знаменитые кабаре «Летучая мышь» и «Кривой Джимми», редакции газет «Накануне», «Гудок», «Вечерние известия», журналов «Россия», «Литучеба», «Творчество», «Огонек», «Альманах библиофила», издательство «Советский писатель». Здесь бывали Станиславский, Шаляпин, Катаев, Олеша, и Горький и вся писательская элита советского времени. Дом стал точкой сбора русской литературы ХХ века- и остается ею до сих пор.

Писатели и литераторы - частые гости и сейчас: в крытой части крыши, на 10 этаже, продолжает работать редакция журнала «Вопросы литературы».

В редакции журнала "Вопросы литературы". Фото автора
В редакции журнала "Вопросы литературы". Фото автора

До конца декабря там проходит выставка «Литературный этаж. 100 лет на крыше Дома Нирнзее». И это лучший, фактически единственный способ увидеть дом изнутри - посмотреть на сохранившиеся интерьеры, пройтись по длинным коридорам (дом спроектирован так, что можно зайти в один подъезд, а выйти через другой), и, конечно, взглянуть на легендарную крышу.

В редакции журнала "Вопросы литературы". Фото автора
В редакции журнала "Вопросы литературы". Фото автора

И приятный бонус - сами помещения редакции: дореволюционный паркет, обои линкруст.

Обои линкруст. Фото автора
Обои линкруст. Фото автора

В одной из комнат, кстати, снимали фильм «Курьер» - по сюжету выпускник школы Иван Мирошников устроился в редакцию, когда провалил вступительные экзамены.

В редакции журнала "Вопросы литературы". Фото автора
В редакции журнала "Вопросы литературы". Фото автора
В редакции журнала "Вопросы литературы". Фото автора
В редакции журнала "Вопросы литературы". Фото автора

Из окон редакции открывается прекрасный вид: если повезёт, можно застать потрясающие московские закаты. Мне, кажется, повезло.

Фото автора
Фото автора

Посещение только по предварительной регистрации. Время работы - Понедельник-пятница с 15:00 до 20:00, суббота с 12:30 до 15:30, воскресенье с 14:00 до 19:30

Стоимость - 790 руб (еще месяц назад было 650 - видимо, регулируют поток посетителей за счет повышения цены).

Выставка работает до 30 декабря. Если не успеете, следите за анонсами. Мероприятия еще обязательно будут.

Спасибо за внимание!

Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь анонсами мероприятий, находками из путешествий. Присоединяйтесь.