Эта статья самодостаточная, хотя и является, в некотором роде, окончанием предыдущей.
Которая была во вторник.
Ссылки на первую статью можно найти в тексте.
О соли вообще, и её добыче в частности
Соль сейчас является такой обыденной и легкодоступной, что мысль о том, что когда-то на торговле солью можно было неплохо заработать, может показаться странной.
Хотя, Николаю Васильевичу Гоголю она странной бы не показалась, в его рассказах и повестях о Малороссии постоянно встречаются чумаки, торговцы солью и рыбой, в основном.
И уж тем более в 17 веке соль была ценным ресурсом, а соляные озера приравнивались к месторождениям полезных ископаемых.
Вот как описывает добычу соли голландский путешественник Давид Питерсзоон де Фрис, примерно в это же время и в этом же месте:
5-го, мы снялись с якоря и в полдень пришли на якорную стоянку возле высокой горы. Там есть равнина вокруг нее и небольшое соленое озеро возле горы. Указанное соленое озеро находится между Гуанивес и мысом Сан-Николас Мы стали здесь, имея глубину пятнадцать фатомов и песчаное дно. Я отправился на берег, чтобы найти озеро, и обнаружил, что в нем имеется соль. Мы немедленно приготовились делать подмостки, чтобы набрать соли для балласта.
6-го, завершили сооружение наших подмостков и начали брать соль с помощью таза, но когда мы набрали три или четыре лодочных груза соли, начался дождь, и соль тут же растворилась в пресной воде. Мы подняли на борт ту соль, какую смогли собрать, и если бы это было не в дождливый сезон, мы могли бы нагрузить солью три или четыре судна.
Тут, вероятно, требуется уточнение насчёт "времени и места" - но это только если вы не читали предыдущую статью.
А если и не собираетесь её читать - Карибское море, первая половина семнадцатого века.
Тортуга 1638. Испанцы против голландцев
Весной 1638 года губернатору города Х* (позвольте сохранить интригу) доложили, что на острове неподалёку были замечены голландцы.
И, кажется, они добывают там соль, причём в больших количествах, раз даже форт построили. Всего голландцев на острове около сотни, хотя может быть и сто пятьдесят, и с этим надо что-то делать.
Губернатор дон Бернандо Ариас Монтано не только решил действовать немедленно, но и сам возглавил экспедицию.
Видимо, у дона Ариаса не оказалось под рукой кораблей, зато оказались сто пятьдесят солдат, которые погрузились на тринадцать пирог и отплыли, прихватив с собой ещё сто пятьдесят индейцев. Правда, испанцы не очень-то полагались на индейцев как союзников в бою - но кто-то ведь должен грести?
В мае пироги добрались до острова и испанцы убедились в том, что форт действительно есть, и, вдобавок, есть ещё четыре судна, одно из которых им удалось взять на абордаж. Не рискнув высаживаться в этом месте, испанцы прошли ещё немного вдоль побережья, где и причалили свои пироги.
Сражение состоялось на следующий день и голландцы упорно сопротивлялись, но после четырёх часов боя испанцам удалось ворваться в форт. Бой на этом закончился, началась резня. В этом сражении испанцы потеряли семь человек убитыми и двадцать ранеными, вдобавок были убиты четыре индейца. Сорок голландцев испанцы безжалостно перебили, даже тех, кто сдался.
А после того, как испанцы, по своему обыкновению, разрушили и сожгли всё, что только можно, голландская колония на Тортуге канула в Лету, а сама Тортуга почти на пятьдесят лет превратилась в необитаемый остров.
Заключение. В чём тут соль, и причём здесь Монмут?
Ну а теперь, я надеюсь, мне удалось создать интригу, и у внимательного читателя наверняка появились вопросы.
Разумеется, человек сведущий или интересующийся знает, что на Тортуге в основном базировались французы и англичане. А тут вдруг, откуда ни возьмись, появляется чисто голландская колония. Также многим известно о неоднократных попытках испанцев очистить Тортугу от постороннего присутствия. И о том, что в 1653 году испанцы в очередной раз захватили пиратский остров, и это очевидно противоречит утверждению, что после уничтожения голландской колонии в 1638 году Тортуга почти на пятьдесят лет стала необитаемой**.
И причём тут вообще восстание Монмута?
А ларчик открывается просто.
Речь идёт о разных островах с одним названием, первый, та самая Тортуга, или "Тортю" по-французски, о которой знают все, и которая находится у северо-западного берега Эспаньолы, был очищен испанцами от французов и англичан в 1635 году.
Второй - Ла Тортуга, или Солт Тортуга, как называли его англичане, находится у берегов Венесуэлы, и там испанцы уничтожили голландскую колонию в 1638 году.
Ну а позже, в записях хронистов, эти два события были отнесены к одному острову, тому, что у берегов Эспаньолы.
В английской Вики, кстати, эта путаница сохранилась до сих пор, ну и ещё там дон Фадрике де Толедо громит англичан и французов на Тортуге в 1629, хотя в указанном году указанный идальго громил англичан и французов совсем в другом месте. Но это к слову.
А восстание Монмута - ну, по большому счёту и ни при чём.
Если не считать того факта, что в 1687 году на Ла Тортуге провёл три месяца Генри Питмен, врач по образованию, ирландец (но это неточно) по происхождению, и квакер - по убеждениям. Провёл не один, а в компании ещё семи таких же, как он, бедолаг, бежавших с Барбадоса.
Волей случая Генри оказался вовлечён в восстание Монмута, был осуждён как мятежник прокурором Джеффрисом, однако помилован королём Яковом лишь для того, чтобы продать его, Генри, и ещё около тысячи мятежников, на плантации Барбадоса. Почти пятнадцати месяцев Генри наслаждался гостеприимством плантатора Бишопа, после чего сумел организовать побег, уговорив некоего Джона Нэтталла купить для беглецов лодку. Они собирались добраться до голландской колонии Кюрасао, но у Ла Тортуги их лодку заметили и догнали обосновавшиеся там пираты, которые потом начали очень настойчиво приглашать Генри и его товарищей к себе "в гости"...
Но сравнение приключений Генри Питмена с началом приключений капитана Блада - это уже немного другая история.
И только одно меня расстраивает.
В истории Питмена есть всё - несправедливые судьи, жестокие плантаторы, даже коварные пираты - но нет Арабеллы.
Да как так-то???
Алёна ©
*Город Х - это Куман.
**Строго говоря, Ла Тортуга до сих пор является необитаемым островом из-за отсутствия постоянно живущих там людей.
Хотя посещается туристами, и власти Венесуэлы планируют открыть там курорт.
Начало - здесь: