Найти в Дзене
Техника и точка

Разбор ещё одного громкого анонса: три ключевые особенности Су-57Э - российского истребителя 5-го поколения

Глядя на то, что совсем недавно вытворял наш «сухой» в небе над Чжухаем, казалось, что это не истребитель, а какой-то НЛО, для которого законы физики - это не строгий свод правил, а так, необязательная рекомендация... Что говорить, если во время всего представления многотонная махина под управлением заслуженного летчика-испытателя Сергея Богдана то замирала в воздухе, то вставала на хвост в знаменитой «Кобре Пугачева», а потом и вовсе начинала крутиться в плоском штопоре, словно осенний лист на ветру. Зрелище было настолько нереалистичным, что тысячи зрителей и десятки иностранных военных атташе просто забывали включать камеры, не веря своим глазам. Но пока обыватели восхищались фигурами высшего пилотажа, в тишине переговорных комнат вершилась самая настоящая история - «Рособоронэкспорт» подтвердил первые контракты на экспортную версию нашего истребителя пятого поколения. Нашего сегодняшнего героя в лице Су-57Э. Так что же такого особенного в этом Су-57Э, что заставило иностранцев вы

Глядя на то, что совсем недавно вытворял наш «сухой» в небе над Чжухаем, казалось, что это не истребитель, а какой-то НЛО, для которого законы физики - это не строгий свод правил, а так, необязательная рекомендация...

Что говорить, если во время всего представления многотонная махина под управлением заслуженного летчика-испытателя Сергея Богдана то замирала в воздухе, то вставала на хвост в знаменитой «Кобре Пугачева», а потом и вовсе начинала крутиться в плоском штопоре, словно осенний лист на ветру.

Зрелище было настолько нереалистичным, что тысячи зрителей и десятки иностранных военных атташе просто забывали включать камеры, не веря своим глазам. Но пока обыватели восхищались фигурами высшего пилотажа, в тишине переговорных комнат вершилась самая настоящая история - «Рособоронэкспорт» подтвердил первые контракты на экспортную версию нашего истребителя пятого поколения. Нашего сегодняшнего героя в лице Су-57Э.

Так что же такого особенного в этом Су-57Э, что заставило иностранцев выстроиться в очередь, и почему американская монополия на «невидимки» неожиданно дала трещину? Ответами на эти вопросы мы как раз сейчас и займемся. Так что устраивайтесь поудобнее, мы начинаем!

Начнем с того, что пока диванные эксперты, по неведомой мне причине (кстати, может вы ведаете ту самую причину?) в интернете годами с лупой искали «неправильные» заклепки на фюзеляже и спорили о качестве сборки 57-го, Россия выложила на стол козырь, который, собственно, и сдвинул тектонические плиты мирового оружейного рынка. Как бы громко это не звучало…

Как все мы знаем, что долгое время в нише пятого поколения безраздельно царили США с их F-35 Lightning II. Но, как ни странно, все все понимали и зная, что покупка американской машины - это всегда «кот в мешке», все равно решались на покупку 35-го.

По итогу вместе с самолетом они получали жесткий политический поводок, полную зависимость от западного софта и риск того, что ваши самолеты превратятся в груду дорогого железа по одному щелчку из Вашингтона.

Щелк и самолет больше не летает!

-2

Наш же Су-57Э предложил совершенно иное - суверенитет. Это выбор для тех, кто хочет реальной боевой мощи без «закладок» и капризов Дяди Сэма. Не мудрено, что интерес к машине проявили именно те страны, которые ценят свою независимость, среди них много кого интересного, но все же стоит отметить Алжир, Индия, и, конечно же Вьетнам.

В эпоху дальнобойных ударов на Западе почему-то решили, что ближний бой - это пережиток прошлого, а сверхманевренность истребителю нужна как собаке пятая нога. Не буду напоминать, что наши конструкторы Су-57Э с этим категорически не согласились.

В конце концов главная фишка машины стала именно всеракурсное управление вектором тяги. Если у того же хваленого американского F-22 сопла двигаются только вверх-вниз, то у нашего Су-57 они вращаются куда угодно, и причем независимо друг от друга!

Но разве все это нужно в реальном бою, а не только для красивой картинки на авиашоу?
Во-первых, это самый настоящий противоракетный маневр. Су-57 может затормозить прямо в воздухе, вмиг сорвав захват вражеской головки самонаведения.
Во-вторых, в ближнем бою это дает колоссальное преимущество. Представьте себе неповоротливого рыцаря в латах, который может бежать только прямо (обычный истребитель), и мастера айкидо (Су-57). Наш самолет развернется буквально на месте и нанесет удар, пока противник будет безуспешно пытаться зайти на вираж.

-3

Что касается «мозгов» и «зрения» машины, то тут тоже есть чем удивить. Су-57Э - это, по сути, летающий суперкомпьютер, который буквально облеплен датчиками.

Уникальность радиолокационной системы Н036 «Белка» в том, что радары стоят не только в носу, как у всех «нормальных» самолетов. Антенны встроены даже в «щеки» фюзеляжа! Это дает пилоту боковой обзор без необходимости поворачивать машину. Плюс датчики следят за хвостом, а комплекс РЭБ «Гималаи» размазан прямо по обшивке.

Получается эффект так называемой «умной кожи». Самолет чувствует угрозу всем телом на 360 градусов. Он первым замечает, что его пытаются взять на прицел, и тут же ставит помехи, в считанные микросекунды становясь для своего врага самым настоящим призраком.

Ну и, конечно, вооружение. Главная головная боль пятого поколения - как сохранить невидимость, но при этом взять с собой достаточно «аргументов» для противника. Ведь абсолютно все снаряды на внешней подвеске светятся на радарах как новогодняя елка.

У Су-57Э эту проблему решили кардинально - огромными внутренними отсеками. Внутри фюзеляжа прячется настоящий арсенал.
Там и Х-69 - новейшая разработка РФ, и, что самое вкусное, - Р-37М. Это та самая «длинная рука» с дальностью до 300 километров! Такая штуковина позволяет сбивать вражеские самолеты ДРЛО и воздушные танкеры, даже не входя в зону их обнаружения. Тактика простая и убойная: увидел первым, запустил снаряд с безопасной дистанции и ушел пить чай, пока противник пытается понять, что произошло.

Не знаю как вам, но как по мне, Су-57Э - это не попытка догнать Запад, а наш собственный, самобытный ответ. Создатели машины не стали жертвовать маневренностью ради стелса, как это сделали с F-35, а смогли соединить эти качества воедино.

Американская концепция «летающего компьютера, который боится драки», дала трещину. Наш подход оказался куда более жизненным: будь умным, будь незаметным, но если прижмут в темном переулке - умей вырубить противника с одного удара. И, судя по реакции в Чжухае, покупателям такая философия пришлась ой как по душе.

Ставьте палец вверх, вам понравилась моя сегодняшняя статья и вы тоже гордитесь нашими инженерами и летчиками. Не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить мои следующие разборы новинок нашей оборонки, все это очень помогает развитию по-настоящему правильного проекта.

Кстати, а как вы считаете, сможет ли Су-57Э потеснить американцев на мировом рынке? Пишите свое мнение в комментариях!