Она родилась в семье, где сцена была не мечтой, а повседневностью. Отец актёр, мать режиссёр, съёмочные площадки вместо детской площадки. Казалось, судьба заранее приготовила ей мягкий маршрут в профессию. Но жизнь Елены Сафоновой сложилась так, что за признание и громкий успех в кино ей пришлось заплатить личными драмами, браком без любви и разлукой с младшим сыном, оставшимся с отцом во Франции.
Девочка из закулисья, которая нуждалась во ВГИКе
Елена появилась на свет в июне 1956 года в Ленинграде. Первые детские годы прошли в городе на Неве, но вскоре родители решают перебраться в Москву: именно там в те годы бурлила жизнь и были видны карьерные перспективы. Переезд оправдал ожидания. Мать-режиссёр и отец-актёр постепенно добивались успеха в профессии, а их дочь всё детство проводила за кулисами и на съёмках. Елена рано решила, что тоже выйдет на сцену, только видела себя не в кино, а в театре.
После школы девочка дважды пыталась поступить во ВГИК и оба раза потерпела неудачу. Мечта буквально ускользает из её рук. Приходится устроиться в библиотеку, но мысленно Елена не прощается с актёрской профессией и продолжает искать путь обратно к ней.
Запретные книги, визит КГБ и отчисление
Работа в библиотеке неожиданно становится поворотным моментом. Здесь Елена знакомится с мужчиной по имени Владимир. Сначала разговоры только о книгах и каталогах, потом появляются длинные прогулки, почти как свидания. Молодого человека особенно восхищает её прекрасный французский. Со временем он приводит её в компанию единомышленников, где читают и обсуждают запрещённую литературу. Помогая Владимиру, Елена начинает переводить тексты из самиздата, аккуратно переписывая их в толстую тетрадь.
Год пролетает почти незаметно, и Елена снова идёт во ВГИК. На этот раз удачно, её наконец зачисляют. Но вскоре начинаются проблемы с учёбой, а затем в дело вмешивается и политика. Владимиру уделяют пристальное внимание сотрудники КГБ, при обыске находят тетрадь с переводами, написанными рукой Елены. Её вызывают в деканат, где кроме преподавателей ждут двое незнакомых мужчин. Спрашивают о Владимире и о тетради, а на её объяснения, что она «просто занималась французским», реагируют холодно. В следующую сессию Елену отчисляют, а в творческой среде быстро расползаются слухи, будто дочь известных кинематографистов не только двоечница, но ещё и диссидентка.
Брак без любви и клеймо «папина дочка»
Атмосфера в Москве становится для неё тяжёлой, и Елена решает вернуться в родной Ленинград. Город, в котором когда-то прошло её детство, встречает неожиданно тепло. Она поступает в ЛГИТМиК, а вскоре получает и первые эпизодические роли в кино. На съёмках картины «Семья Зацепиных» судьба сводит Сафонову с актёром Виталием Юшковым. Он сразу выделяет Елену, ухаживает настойчиво и страстно, не скрывает чувств и планов на будущее.
Ответить такой же любовью она не может, но убеждает себя, что «стерпится – слюбится», и соглашается на свадьбу. Очень скоро становится ясно, что между супругами растёт стена непонимания. Пять лет они пытаются приспособиться друг к другу, но брак спасён не был, дело заканчивается разводом. Позже Юшков признается друзьям, что по-настоящему любил в жизни только Елену, однако его собственный жизненный путь после расставания катится по наклонной. У Сафоновой в это время, напротив, начинается творческий подъём: после окончания института она приходит в театр Комиссаржевской.
Режиссёр в театре оказывается покорён её утончёнными манерами и аристократической внешностью, а вот коллектив принимает холодно. За спиной называют её «папиной дочкой», хотя к этому моменту отец уже почти 20 лет живёт в другой семье. Елена около года пытается стать «своей», закрывая глаза на пересуды, но в итоге решает вернуться в Москву и попытаться закрепиться в кино. Первый же серьёзный опыт – картина «Возвращение Баттерфляй» 1982 года – приносит успех и открывает ей двери «Мосфильма». Позже работа в «Зимней вишне» закрепит за ней статус звезды и принесёт награду как лучшей актрисе года.
Дорогие подарки, разбитое сердце и сын, оставшийся с отцом
При этом личная жизнь долго остаётся шаткой. В конце 1980-х у Елены начинается стремительный роман с американским бизнесменом армянского происхождения Ваче Мартиросяном. Ужины в дорогих ресторанах, море цветов, роскошные подарки, щедрые обещания – всё выглядит как кино про красивую жизнь. Елена верит, что на этот раз сказка настоящая, но очень скоро Мартиросян возвращается в США, оставив ей на память только дорогие часы, разбитое сердце и беременность. В 1991 году на свет появляется сын, когда его отец уже живёт за океаном своей прежней жизнью.
После Мартиросяна рядом с Сафоновой появляются ещё ухажёры. Среди них обеспеченный итальянец с собственным островом у берегов Сицилии и французский продюсер Самюэль Лабарт. С последним отношения поначалу складываются счастливо, у пары рождается сын Александр. Однако со временем выясняется, что новый избранник болезненно ревнив. В один вечер он ставит Елене жёсткий выбор: карьера или семья. Находясь в шоке от ультиматума, она собирает вещи и возвращается в Москву. По решению французского суда младший сын остаётся с отцом.
Формально это выглядит как то, что актриса оставила ребёнка мужу-иностранцу, но на самом деле разлука даётся ей крайне тяжело. Александр тянется к матери, и со временем сердце его отца мягчеет: он начинает отпускать мальчика к Елене на лето в Россию. Так у этой истории, полной болезненных развилок, появляется хотя бы небольшое утешение – возможность хоть на время возвращать себе право быть мамой рядом с сыном. В итоге актриса, чьи экранные героини часто боролись за любовь и семью, в реальной жизни заплатила за право оставаться собой расставаниями, разводами и сыном, который долгое время жил по другую сторону границы.
Больше историй об актёрах вы можете узнать из следующих книг:
Похожие материалы: