Найти в Дзене
Строевой

Китай показал первый в мире стелс-истребитель шестого поколения с тремя двигателями. На что способна техника нашего китайского товарища

Не знаю почему, но мало кто заметил, что на авиасалоне Airshow China в Чжухае произошло кое-что из ряда вон выходящее... Не даром, что почти все посетители буквально замирали у стенда той самой китайской корпорации AVIC. Ведь именно в этом месте, среди привычных истребителей, стоял объект, который выглядел так, словно его телепортировали со съёмочной площадки каких-то "Звёздных войн". Проект получил имя "Белый Император" (Baidi). Рубленые грани, хищный профиль, отсутствие привычного фонаря кабины и странная компоновка хвостовой части. Но чтобы избежать всех этих спекуляций и недопониманий, сразу расставим точки над "i": представленный образец - это концепт, а не серийная боевая машина, готовая завтра вылететь на перехват. Это видение будущего, "дорожная карта" китайских инженеров. Однако зарубежные военные атташе всё равно почему-то не спешили проходить мимо с ухмылкой. Китайцы могли бы показать очередной модернизированный клон Су-27, но они выкатили нечто, полностью ломающее шаблоны
Оглавление

Не знаю почему, но мало кто заметил, что на авиасалоне Airshow China в Чжухае произошло кое-что из ряда вон выходящее...

Не даром, что почти все посетители буквально замирали у стенда той самой китайской корпорации AVIC. Ведь именно в этом месте, среди привычных истребителей, стоял объект, который выглядел так, словно его телепортировали со съёмочной площадки каких-то "Звёздных войн".

Проект получил имя "Белый Император" (Baidi). Рубленые грани, хищный профиль, отсутствие привычного фонаря кабины и странная компоновка хвостовой части.

Но чтобы избежать всех этих спекуляций и недопониманий, сразу расставим точки над "i": представленный образец - это концепт, а не серийная боевая машина, готовая завтра вылететь на перехват. Это видение будущего, "дорожная карта" китайских инженеров.

Однако зарубежные военные атташе всё равно почему-то не спешили проходить мимо с ухмылкой. Китайцы могли бы показать очередной модернизированный клон Су-27, но они выкатили нечто, полностью ломающее шаблоны современного авиастроения. Это не просто макет из фанеры и пластика - это громкое заявление о своих не менее огромных намерениях, от которого веет холодом ближнего космоса.

Ну что, как вам такая затравочка? Что самое интересное, все громкие слова я озвучу ниже. Так что устраивайтесь поудобнее. Мы начинаем!

Загадка трёх двигателей: Инженерный разбор

Самая обсуждаемая деталь "Белого Императора", это, конечно же, его силовая установка. Взглянув на хвостовую часть, эксперты увидели не два сопла (стандарт для тяжёлых истребителей), а целых три! Причём центральное выглядит иначе, чем боковые.

Как все мы знаем, или не знаем? В современной авиации три двигателя, это нонсенс. Это лишний вес, колоссальный расход топлива и самый настоящий кошмар для техников.

Но тогда зачем инженеры пошли на такой риск в концепте? Есть две основные гипотезы:

Гипотеза 1: Энергетический монстр.

Истребители 6-го поколения, это не просто самолёты, это летающие дата-центры с мощнейшими радарами и, возможно, лазерным оружием (или вы думаете что будет что-то другое?

Таким образом два двигателя обеспечивают тягу для полёта, а уже третий может работать как мега-генератор, питающий энергозатратную авионику и оружие направленной энергии.

Гипотеза 2: Аэрокосмические амбиции.

В описании проекта (часть инициативы "Наньтяньмэнь") упоминается способность действовать в верхних слоях атмосферы.

Так что возможно, центральный двигатель - это не классическая турбина, а прямоточный или ракетный агрегат, который включается там, где обычным двигателям не хватает воздуха.

Как думаете, быть может это намёк на создание суборбитального перехватчика? Давайте попробуем решить этот вопрос в комментариях.

-2

Признаки 6-го поколения: Тренды и реальность

Но всё же если отбросить футуристический дизайн, "Белый Император" демонстрирует вполне себе реальные технологии, которые Китай (как и США) активно разрабатывает для 6-го поколения авиации.

Ну и Россия, конечно же, пожалуй, сделаю на всякий случай пометку, чтобы не было лишних вопросов в комментариях.

Так что же мы видим из реального?

"Слепая" кабина

Как вы могли убедиться, что у показанного нам макета нет прозрачного фонаря.

Не знаю, в курсе вы или нет, но это глобальный тренд, ведь на скоростях 3-4 Маха стекло становится уязвимым местом (перегрев).

А как тогда видеть? Решение до боли просто. Пилот (если он там вообще есть) будет находиться в бронекапсуле, получая картинку через шлемы дополненной реальности и камеры, распределённые по обшивке. Это позволяет видеть буквально "сквозь пол".

Стелс нового уровня

Геометрия "Императора" сложнее, чем у всё тех же нынешнего J-20. Острые грани и отсутствие вертикального оперения (килей) призваны сделать самолёт невидимым не только для радаров X-диапазона, но и для низкочастотных станций.

-3

ИИ и Рой

Концепция предполагает, что самолёт выступает в роли "матки" или всё того же командного пункта, о котором мы уже говорили выше. Его задача - управлять роем ведомых, которые и будут выполнять всю грязную работу: разведку, отвлечение ПВО и, конечно же, нанесение колющих ударов.

Однако вернёмся из космоса на землю... Ведь для того чтобы "Белый Император" стал реальностью, Китаю предстоит совершить не один, а три технологических чуда.

Главное "узкое горлышко" китайского авиапрома - двигателестроение. Пекин годами мучился с доводкой своих двигателей WS-10 и только недавно начал ставить на крыло WS-15 для истребителя J-20. Это заняло десятилетия. Только вдумайтесь в масштаб проблемы!

Ну и если уж на это пошло, держите ещё три "проблемки":

  • Синхронизация. Заставить три двигателя работать слаженно, управляя вектором тяги на гиперзвуковых скоростях, задача не то что не простая, это задача просто адской сложности, будет тяжко как для бортового компьютера так и для самой механики.
  • Аэродинамика. Всё это, конечно же, красиво, я бы даже сказал - впечатляюще. Но всё же если смотреть это с рациональной точки зрения, то нельзя не отметить, что столь экзотический планер может быть крайне нестабилен в полёте.
  • Материалы. Полёты в стратосфере требуют термостойкой обшивки, не знаю, может я чего-то не заметил, но технологий создания этой штуковины у Китая пока не было замечено в серийном производстве.

Так что что-то мне подсказывает, что вероятнее всего, конкретно этот "Белый Император" так и останется эффектной картинкой или летающей лабораторией. Реальный же китайский истребитель 6-го поколения, скорее всего, будет выглядеть куда консервативнее (как с пикапом от всё того же Илона). Нарисовать звездолёт в CAD-программе может любой студент, но заставить его летать, и при всём при этом ещё и не развалившись на гиперзвуке - задача, которую пока полностью не решила ни одна страна мира.

Как думаете, кто решит первый эту задачку? Пишите своё мнение в комментариях.

-4

Можно сколько угодно искать недостатки в аэродинамике выставочного макета, но суть то далеко не в них... Важен сам факт появления "Белого Императора". Ведь именно в этот момент наш товарищ Китай официально заявил о претензиях на господство не только в небе, но и в ближнем космосе.

Двадцать лет назад мир смеялся над китайскими автомобилями, считая их жалкими копиями. Сегодня Китай диктует моду на рынке электрокаров. С авиацией может произойти то же самое. "Белый Император" может никогда не вступить в бой, но технологии, обкатанные на этой безумной мечте, завтра могут оказаться внутри вполне реальных и смертоносных машин. И тогда китайским скептикам снова будет не до смеха.

Так что успехов китайцам, ждём новостей об их чудо-технике 6-го поколения. Ставьте палец вверх, если понравилась моя сегодняшняя статья и вас тоже впечатлила хоть разработка ребят из поднебесной.

Не забывайте подписаться на канал. Ведь это крайне простое действие поможет не упустить выхода моих свежих материалов.

Не прощаюсь, увидимся в других материалах моего канала.