Найти в Дзене
NewSoldat

Подполковник Муса Газимагомадов: человек, который выбрал закон

В истории бывают моменты, когда личный выбор человека определяет не только его судьбу, но и становится символом стойкости и верности долгу в условиях, где эти понятия пытаются стереть. Таким человеком был подполковник милиции Муса Газимагомадов - командир чеченского ОМОНа, офицер, сделавший беспощадный и опасный выбор в пользу закона и порядка, когда его республика погрузилась в хаос. Убежденный противник режима Джохара Дудаева, Газимагомадов не колебался, когда началось восстановление конституционного порядка. Он не был «ставленником», а был человеком, видевшим в федеральной власти единственную силу, способную остановить беззаконие и криминальный беспредел. Сначала он возглавил отряд самообороны, а в начале 1995 года одним из первых пришел на службу в воссозданное МВД Чеченской Республики. Его карьера развивалась стремительно: оперуполномоченный уголовного розыска, командир роты, а с марта 1996 года, после гибели первого командира, - начальник ОМОНа МВД Чечни. Практически сразу за его
Оглавление

В истории бывают моменты, когда личный выбор человека определяет не только его судьбу, но и становится символом стойкости и верности долгу в условиях, где эти понятия пытаются стереть. Таким человеком был подполковник милиции Муса Газимагомадов - командир чеченского ОМОНа, офицер, сделавший беспощадный и опасный выбор в пользу закона и порядка, когда его республика погрузилась в хаос.

Выбор в ноябре 1994-го: не за власть, а за порядок

Убежденный противник режима Джохара Дудаева, Газимагомадов не колебался, когда началось восстановление конституционного порядка. Он не был «ставленником», а был человеком, видевшим в федеральной власти единственную силу, способную остановить беззаконие и криминальный беспредел. Сначала он возглавил отряд самообороны, а в начале 1995 года одним из первых пришел на службу в воссозданное МВД Чеченской Республики.

Его карьера развивалась стремительно: оперуполномоченный уголовного розыска, командир роты, а с марта 1996 года, после гибели первого командира, - начальник ОМОНа МВД Чечни. Практически сразу за его голову была назначена большая награда. Он стал живой мишенью и символом сопротивления для боевиков.

Август 1996-го: испытание на прочность

Самый тяжелый экзамен на верность его отряд сдал в августе 1996 года, когда боевики прорвались в Грозный. В отличие от многих наспех созданных подразделений, чеченский ОМОН не перешел на сторону врага. Он принял неравный бой. Помощи от федерального командования не последовало. Отряд дрался в одиночку, неся тяжелые потери, но продержался до прекращения огня.

А затем наступило горькое разочарование. При выводе федеральных войск об омоновцах забыли. Часть бойцов, видя предательство, предлагала разойтись по домам. Газимагомадов был категорически против, понимая, что это - смертный приговор. Его не послушали. Практически все, кто попытался уйти, были схвачены и зверски убиты. Самому Газимагомадову с горсткой верных людей удалось с боем прорваться на базу в Ханкале, а затем оказаться в Нальчике, брошенным на произвол судьбы. Но он не сломался. Он налаживал быт своих подчиненных и создал Ассоциацию ветеранов войны в Чечне.

Август 1999-го: последний шанс избежать войны

Летом 1999 года, когда банды Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан, Газимагомадов, рискуя жизнью, по заданию ГРУ ГШ тайно вернулся в Чечню. Он встретился с Асланом Масхадовым, своим кровным врагом, и передал ему уникальное предложение: осудить вторжение, совместно разгромить ваххабитов и сохранить за Масхадовым пост президента при условии возврата республики в правовое поле России. Это был последний шанс остановить новую большую войну. Масхадов отказался.

Вторая война: командир и миротворец

Когда война началась, Газимагомадов вновь сформировал отряд из ветеранов и участвовал в освобождении Урус-Мартана, Грозного, Шали. В январе 2000 года он был вновь назначен командиром чеченского ОМОНа.

Под его руководством отряд стал грозной и уважаемой силой. За три года было раскрыто 78 тяжких преступлений, уничтожено и захвачено более 100 боевиков, изъяты тонны оружия и взрывчатки. Но Газимагомадов был не только боевым командиром. Он вел переговоры и убедил десятки боевиков сложить оружие и вернуться к мирной жизни. Он принципиально не принимал в ОМОН бывших участников незаконных вооруженных формирований, делая ставку на людей с безупречной репутацией. Это обеспечивало отряду высочайший боевой дух и авторитет.

Он жил под двойным прессом: на него охотились боевики, а с другой стороны - его травили отдельные «правозащитники» и журналисты, не желавшие видеть в нем чеченца, выбравшего сторону закона.

Трагический финал

9 марта 2003 года его автомобиль на ночной дороге столкнулся с выехавшим на встречную полосу КАМАЗом. После месяца борьбы в госпитале Бурденко подполковник Муса Газимагомадов скончался 4 апреля 2003 года. Официально - в результате ДТП. Для многих, знавших масштаб охоты на него, эта смерть осталась вопросом.

24 октября 2003 года Указом Президента РФ ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Вывод

Муса Газимагомадов - уникальная фигура. Это был не просто храбрый офицер. Это был государственник, понимавший, что настоящая трагедия его народа - не в политических распрях, а в торжестве беззакония. Он выбрал не сторону силы, а сторону Закона, когда закон почти исчез. Он защищал не политический режим, а право своих земляков на безопасную, нормальную жизнь. Его биография - это история личного мужества, верности присяге и тяжелой, неблагодарной, но необходимой работы по восстановлению мира там, где его почти не осталось.