Недавно я меняла свою основную работу, на которой тружусь в найме.
Это был долгий путь, довольно сложный, ведь сейчас рынок знатно штормит, дефицита кадров нет, а работодатели устанавливают свои правила. Так что поиск места стал полноценной отдельной работой, пришлось вникнуть во множество нюансов, о которых я раньше и не задумывалась. А ещё разобраться с современными требованиями компаний в рамках работы с текстами. Раньше ведь всех, кто над ними трудится, поголовно называли редакторами. Сейчас же должностей множество, структуры и иерархии разные, кардинально различается работа в маркетинге и в продукте.
Поскольку, как я установила в ходе изучения множества вакансий минувшими летом и осенью, в сети нет нормальных статей о различиях позиций (и нейросети не могут этого сделать понятно и внятно — я спрашивала, они давали расплывчатые ответы ни о чём), я решила помочь коллегам по сфере деятельности и написать такой материал сама.
Расскажу далее в статье детально, какие бывают основные должности при работе с коммерческими текстами, как в них не запутаться и кто где кому подчиняется. Разъясню это согласно тем принципам, которые я наблюдала на рынке летом и осенью 2025.
Привет! Рада приветствовать на моём канале о моде и стиле.
Меня зовут Александра, мне 35.
Уже 10 лет я работаю в сфере моды. Ранее участвовала в планировании торговых центров и руководила ателье. Сейчас продолжаю собирать для клиентов гардеробы как стилист. А ещё работаю в штате редактором (в сфере железнодорожных перевозок) и пишу книги.
Оставайся со мной, если хочешь и дальше читать про сферы моды, путешествий и турецких сериалов!
Итак! Сразу перейду к сути.
Но!
Подчеркну сперва, что какого-то чёткого общего понимания сегодня нет. В каждой компании видят/понимают работу над текстами и должности в данной сфере абсолютно по-разному. К этому надо быть готовым и всегда внимательно читать требования.
Тем не менее, подходы, о которой я напишу далее, характерны для большинства бизнесов. Нюанс за нюансов, пункт за пунктом, рассмотрю их далее:
♦︎ Начну с позиции «контент-менеджер». Никому и ни за что не порекомендую на подобные откликаться =)
Сегодня такое название должности подразумевает, что вы будете отвечать за весь контент компании (раньше же, если помните, так говорили о людях, работающих над описаниями товаров в карточках на маркетплейсах). То есть, сегодня эта должность сочетает в себе не менее 7 позиций. Разумеется, за одну зарплату. Разве что дизайнить от этого человека не требуют (но предполагается, что он сам чётко представит, где и какие иллюстрации нужны, разъяснит это в деталях штатным дизайнерам, а те нарисуют в соответствии с его инструкциями. Соответственно, если изображение вышло не то, все равно именно с контент-менеджера спросят). А так он должен уметь и писать, и редактировать, и планировать все тексты на месяцы вперёд, и анализировать статистику публикаций, и анализировать комментарии, и предлагать новые площадки…
А ещё он обязательно должен знать нюансы ВСЕХ соцсетей и ВСЕХ текстовых форматов. И каким-то невероятным волшебным образом с лёту предсказывать, что и где «залетит» (а это невозможно чётко предсказать вообще-то, миллион факторов влияет).
В общем, контент-менеджер — это нововведение-2025 — человек, который единолично отвечает за всё то, что в одиночку делать нельзя и неправильно. И потому я настоятельно рекомендую тем, кто находится в поиске, проходить мимо такие позиции и беречь от них свою психику.
Хотя только на них устроиться сегодня и легко. Ведь, естественно, взваливать на себя всю текстовую работу разом никто не хочет.
♦︎ В большинстве компаний используют для пишущих специалистов 2 слова — «редактор» и «копирайтер». По сути, этому человеку также предстоит писать много текстов. Но всё же от него ждут меньше, чем от контент-менеджера. Обычно он не ведёт соцсетей, не составляет планов публикаций (а просто пишет то, что поручили) и может отправить какой-то материал на оформление дизайнеру со словами «сделай красивенько», без чёткого расписывания каждой детали.
♦︎ Многим, кто работает с текстами давно, были привычны две структуры, каждая из которых уже скорее устарела. Ну то есть, обе структуры где-то ещё продолжают существовать, но встречаются всё реже и реже. Вот они:
— Копирайтеры и авторы пишут, редактор — их начальник, который набирает их к себе в команду. Он планирует темы, распределяет их, проверяет их, отвечает за получение финальных текстов к моменту публикации. Он же может уволить копирайтера/автора, который часто срывает сроки и пишет не особо понятно.
— Копирайтеры пишут, редактор проверяет. Они существуют наравне, никто никому не начальник, просто отвечают за разные задачи в параллельных командах. Такого сегодня тоже практически нет.
Проверяют сегодня почти везде тексты «шеф-редакторы». Именно это слово наиболее распространено для того, кто подчиняется руководителю отдела, менеджеру проекта либо главному редактору и руководит всеми нижестоящими по иерархии пишущими сотрудниками. А иногда и нет никакого отдельного проверяющего человека.
Но при этом и «редактор», и «копирайтер» должны уметь и писать, и проверять. Это по сути одно и то же. Просто вариант позиции под шеф-редактором. Название элементарно разнится от компании к компании, не более.
♦︎ Копирайтеры и редакторы могут также называться маркетинговыми, продуктовыми и UX. Границы этих позиций также весьма размыты, но я всё-таки постараюсь объяснить основную суть:
— Маркетинговые специалисты работают над текстами, влияющими на имидж бренда. Обычно это статьи, тексты для соцсетей, интервью и кейсы. То есть, разного рода внешние материалы, которые призваны как-то произвести впечатление на аудиторию и повлиять на продвижение/продажи товаров и услуг бизнеса.
— Специалисты по продукту пишут обычно для действующих клиентов. Их основная задача — сделать так, чтобы заказчик всё хорошо понимал на сайте и/или в приложении и чтобы ему там было удобно. Ведь если он путается, он хочет приложение закрыть, а не продолжить его использование. Чаще всего продуктовые редакторы/копирайтеры создают какие-то инструкции. Также это могут быть внешние материалы (статьи, посты в соцсети) о работе с компанией. Например, о порядке документооборота. Такие материалы не ведут к продажам, но улучшают/упрощают взаимодействие компании с клиентами и контрагентами, поэтому тоже не считаются маркетинговыми.
— Юиксеры в основном работают над текстами для приложений. Их задачи близки к продуктовым. Обычно в сферу UX приходят именно бывшие продуктовые редакторы, а вот тех, кто писал маркетинговые тексты, туда не берут.
Уведомления на экранах телефонов (пуши), онбординги (приветственные строки) и всякие другие фичи в рамках приложений (например, то, как устроен там личный кабинет) создаются именно UX-копирайтерами/UX-редакторами.
Обычно им нужно уметь писать:
— коротко,
— понятно,
— эмпатично.
И они могут провести целый рабочий день, подбирая наиболее удачную формулировку для какого-то конкретного экрана.
♦︎ При поиске сотрудника компании часто указывают, что им нужен джун/миддл/синьор специалист, опираясь на международные классификации. Обычно это говорит в первую очередь об опыте потенциального сотрудника. Джун занимается текстами не больше года, миддл — максимум года 4, синьор — больше 4ёх. Опыт должен расти и горизонтально. Миддлы умеют писать разные виды текстов и под разные задачи (а джуны обычно пишут только для соцсетей или только статьи в блог, например), синьоры могут всё, вплоть до построения контент-стратегии отдела или даже создания полноценной редакционной политики компании.
Однако по итогу это влияет только на зарплату и то, какого рода задачи перед специалистом будут ставить. В компании все они все равно будут называться просто «редактор» и «копирайтер». В лучшем случае к этому иногда добавляется слово «ведущий». Слова джун/миддл/синьор нужны скорее для того, чтобы правильно обозначить, кого ищут. Они не используются затем в названиях должностей.
⚡ Кстати, должна подчеркнуть, что всилу кризисного времени и экономии бюджета бизнесами время, когда набирают множество удалённых авторов на фриланс и поручают им тексты по необходимости, ушло. Сегодня в большинстве компаний собран отдел от 1 до 5 пишущих человек. Обязанности могут распределяться очень по-разному. Иногда кто-то отвечает за соцсети, а кто-то за презентации. Иногда кто-то пишет в рамках компании в целом, а кто-то — под определённые проекты. Но это сегодня штатные сотрудники, полноценную пятидневку трудящиеся в компаниях. Разве что удалёнка ещё где-то для таких работников осталась (хотя стала редкостью). Отдельным фрилансерам бизнесы уже не платят. И вариантов «заработать на неделю до зарплаты, написав 2-3 статьи» не осталось.
Ну, практически не осталось, за редким исключением, разумеется.
⚡ Кроме того, что почти нет варианта писать внештатно, практически нет и вариантов «просто писать по заданным темам». Все равно придётся и редактировать, и размещать, и ставить дизайнерам задачи.
Человек, работающий над текстами, обязательно совмещает в себе сегодня 2-3 позиции минимум (увы).
Но важно всё-таки стремиться найти работу, где совмещать придётся не более 4 позиций, а не 7 и более (как в случае с контент-менеджерами). А ещё, конечно, следует просить за это адекватную оплату.
⚡ Впрочем, везде системы приняты свои. От компании к компании разница, повторюсь, очень сильная. Я вот тружусь на позиции «ведущий технолог». Ну, потому, что в компании принята такая структура: все либо технологи, либо эксперты. Но внутри отдела меня представили и называют копирайтером. Я работаю над всеми видами текстов: маркетинговые, продуктовые, UX, но не придумываю темы сама, а пишу о том, о чём поручат.
По принятой в компании иерархии, как я поняла, следующей ступенью для меня может стать руководство полноценным проектом, но такого развития мне не очень хочется. Я в принципе больше не хотела бы руководить. А вот в разные тексты бы углублялась. Хотела бы писать всё более эмпатично, всё больше ради пользы клиенту (а не бизнесу).
⚡ А ещё подчеркну отдельно: всё сказанное выше имеет отношение только к крупным компаниям и корпорациям и коммерческим текстам для бизнеса. В мире издательств и вообще художественной литературы существует какая-то своя особая структура. Я не разбираюсь в ней.
🕸️ Всё объяснила понятно? Если что-то осталось неясным, спрашивайте плз в комментариях.
И удачи всем текстовикам, кто находится в поисках работы!
👒 Кстати, в Дзен я уже давно появляюсь постольку-поскольку (в зависимости от наличия интересных тем). А вот в Телеграм веду канал регулярно.
Приходите ко мне в канал, нажав далее на ссылку, буду рада и благодарна: КЛИК СЮДА ДЛЯ ПЕРЕХОДА В МОЙ ТЕЛЕГРАМ
👒 И вот ещё одна ссылка!
По ней вы можете отблагодарить меня за работу и поделиться донатами в Дзен. КЛИК СЮДА ДЛЯ ОТПРАВКИ ДОНАТА
Напоследок напомню главное правило моего канала: любой комментарий должен быть написан в совершенном по интонации тоне. Я блокаю без предупреждения каждого, кто позволяет себе даже малейшую токсичность, так как не допускаю их в этом маленьком мирке стиля, уважения и эмпатии. Язвительность и остроту стоит проявлять в других местах.
Спасибо за понимание и внимание! :)