Найти в Дзене
Царство теней

Что меня восхитило и взбесило в фильме «Авиатор» (Россия, 2025).

Любая экранизация книги – это ловушка фокуса внимания. Как правило, история, рассказанная на экране, не воспринимается сама по себе, а сравнивается с книгой.
Как удалось передать книгу? Как раскрыли персонажей? Так ли я представляла себе героев? Удалось ли передать смысл произведения? И это очень обедняет опыт.
Я это именно на «Авиаторе» поняла.
А еще осознала, что моя любовь читать книги до
Оглавление

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Любая экранизация книги – это ловушка фокуса внимания. Как правило, история, рассказанная на экране, не воспринимается сама по себе, а сравнивается с книгой.

Как удалось передать книгу? Как раскрыли персонажей? Так ли я представляла себе героев? Удалось ли передать смысл произведения? И это очень обедняет опыт.

Я это именно на «Авиаторе» поняла.

А еще осознала, что моя любовь читать книги до фильма по ним снятого связана с желанием прожить историю, с другой стороны, с наименьшей тратой энергии, что ли. Ведь читая, я представляю себе события книги, а тут все уже представлено до нас.

Водолазкина я читала год назад, и книга меня очень вдохновила на многое не только в моей собственной жизни, но и в практике. Разморозка – это то, что многим из нас необходимо, просто, возможно, мы еще не осознаем своей замороженности полной или частичной.

Я хотела начать эту статью со слов «главное, чтобы Водолазкину понравилось», а потом подумала: почему именно это главное? Я чувствую какое-то разочарование? Конечно так, ведь я попала в ловушку сравнения.

Фильм «Авиатор» и книга «Авиатор» — разные истории.

В них одна суть, и для каждого она все-таки своя, но истории разные. Периоды разные, разный фон, разный фокус, а вот ощущение потерянности, инородности, оторванности, покинутости – общее. Как будто именно про это история Иннокентия Платонова, и не нужно быть рожденным в начале 20-го века, проснуться в 21-м, чтобы почувствовать себя так же, как он.

«Как узнать, кто я?» - спрашивает пришедший в себя Платонов.
«Вспомнить», - отвечает ученый.

Так просто. Взять и вспомнить. И это на самом деле вся магия наших поисков себя в этом мире – вспомнить, ведь было время, когда мы знали себя. Обыкновенное чудо, на которое способен каждый из нас. В фильме этот путь проходит не только Платонов, но и остальные герои – вспоминают, чего они хотят на самом деле, какие они, кто, куда идут и зачем, а еще куда они все-таки не дойдут, как бы ни хотели, потому что это путь в никуда.

Ловушка нашего времени.

Я задумалась о нашей эпохе тотальной доступности, благодаря которой мы все больше становимся недоступны сами себе. В воспоминаниях Платонова так много эстетики 19-начала 20 века: граммофон на пляже, сказки на ночь, страсть к поиску и познанию. Я люблю этот исторический период без идеализации из серии «там лучше, тут хуже», «а вот были времена», вовсе нет, просто мне нравится изучать бытность аристократии того периода, чтобы наполнять ею нашу текущность. Да, я знаю, нет такого слова, ну вот теперь есть🤗 Вспоминать, как можно проводить свое время без отвлекающих факторов безусловно важного прогресса.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм ставит перед нами вопрос: хотели бы вы заморозиться и проснуться через 100 лет? Хотели бы быть бессмертным?

Мне в этом месте вспоминается фильм «Век Адалин», где главная героиня не старела и была вынуждена видеть старение и смерть своих близких, скрываться, быть все время одной. Герой Хабенского в итоге отказывается замораживать своего друга-олигарха, потому что «я люблю тебя» и не хочу такой жизни, как у Платонова. Как будто в этом месте Иннокентий перестает быть для него просто способом прославиться, просто функцией, он обретает человечность, позволяя увидеть истинные ценности самого ученого.

Любовная линия меня бесила.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В процессе просмотра фильма меня раздражала любовная линия, которая совершенно не соответствовала книге (да-да, я же говорила в начале про сравнение), мне так и не удалось ее в себе переварить, понять, зачем так резко была изменена история в этом месте, а главное, к чему вообще этот треугольник. Сейчас, пока пишу это, думаю, что таким образом оторванность Платонова ощущается еще ярче, но, может, мне хочется такие смыслы натягивать туда, где их нет.

«Авиатор» не заканчивается, он отправляет нашу мысль в полет вместе с «Фортуной» Платонова. Куда она полетит и где конец этого пути, только предстоит узнать.

✅ Подписывайтесь , чтобы не пропустить оригинальные разборы новинок.