Найти в Дзене
Журнал Рейс

Продажи тяжелых грузовиков в 2026 году. Прогноз экспертов

Что следует ожидать в 2026 году? Прогноз объемов продаж тяжелых грузовиков. Изменения в марочном составе. Цены на грузовики. В 2025 году российский рынок тяжелой грузовой техники столкнулся с беспрецедентным падением продаж. Ранее предполагалось достижение в 2026 году объемов продаж около 50–60 тысяч автомобилей. Что скажут эксперты сейчас? На 2026 год есть несколько прогнозов по продажам на российском рынке тяжелой грузовой техники. Базовый подразумевает рост сегмента на 20%, примерно до 53 000 – 54 000 единиц, оптимистичный, где объемы реализации увеличатся на 30% – до 58 000 штук, а также пессимистичный – рост всего на 10% по сравнению с результатами текущего года. По нашим прогнозам продажи тяжелых грузовиков в России составят примерно 45 000 — 47 000 единиц, то есть аналогично итогам 2025 года. При этом распределение долей в сегменте грузовой техники в следующем году, скорее всего, изменится. Уже сейчас наблюдается снижение продаж китайских большегрузов таких марок, как FAW, DongF
Оглавление

Что следует ожидать в 2026 году? Прогноз объемов продаж тяжелых грузовиков. Изменения в марочном составе. Цены на грузовики.

В 2025 году российский рынок тяжелой грузовой техники столкнулся с беспрецедентным падением продаж. Ранее предполагалось достижение в 2026 году объемов продаж около 50–60 тысяч автомобилей. Что скажут эксперты сейчас?

Андрей Осипов, коммерческий директор ГК Интерлизинг

-2

На 2026 год есть несколько прогнозов по продажам на российском рынке тяжелой грузовой техники. Базовый подразумевает рост сегмента на 20%, примерно до 53 000 – 54 000 единиц, оптимистичный, где объемы реализации увеличатся на 30% – до 58 000 штук, а также пессимистичный – рост всего на 10% по сравнению с результатами текущего года. По нашим прогнозам продажи тяжелых грузовиков в России составят примерно 45 000 — 47 000 единиц, то есть аналогично итогам 2025 года.

При этом распределение долей в сегменте грузовой техники в следующем году, скорее всего, изменится. Уже сейчас наблюдается снижение продаж китайских большегрузов таких марок, как FAW, DongFeng и Shacman — объемы реализации сократились почти на 90%. Бренд Sitrak — некогда лидер рынка, — лишился около 84% продаж. Теперь его позицию занял КАМАЗ, продажи которого тоже сократились, но в процентном соотношении существенно ниже — всего на 20% в ноябре текущего года по сравнению с аналогичным месяцем прошлого. В следующем году КАМАЗ и МАЗ также будут занимать топовые позиции, в том числе, и благодаря субсидиям государства.

Если говорить о среднетоннажной технике, то в этом сегменте ГАЗ и КАМАЗ занимают около 40% и 30% доли рынка соответственно, тогда как китайские бренды JAC, DongFeng и Foton все вместе не превышают 10-15%. Одной из причин стал запрет Росстандарта на продажу и использование грузовиков и шасси брендов Dongfeng, Foton, FAW, Sitrak — всего под ограничениями оказалось около 30 000 единиц техники. Инспекция ведомства обнаружила существенные недостатки. Производителей обязали провести массовое изъятие дефектных автомобилей и прекратить реализацию продукции. Нарушение установленных мер повлечет применение административных санкций. Подобные отзывные кампании уже повлияли и будут продолжать влиять на структуру рынка.

Что касается прогнозов по стоимости тяжелой грузовой техники в следующем году, то рост их цен будет пропорционален затратам импортеров. Сроки доставки растут, коридоры возможностей перевозки сужаются. И пока эти проблемы существуют, издержки на импорт тяжелых грузовиков в Россию будут расти. Соответственно, и отражаться на их стоимости. Кроме того, на ценообразование повлияют и некоторые законодательные изменения. Например, повышение НДС до 22% с начала следующего года, страховых взносов, внедрение в деятельность логистических компаний и представителей торговли электронных транспортных накладных с сентября 2026 года. Также обязательной станет проверка грузов на наличие запрещенных веществ с марта следующего года. Эти факторы, а также инфляция, приведут к росту тарифов на грузоперевозки примерно на 15-18% в следующем году. И косвенно повлияют на стоимость самой техники.

В связи с ростом прайсов на новые грузовые автомобили, стоки лизинговых компаний, которые сейчас активно пополняются, будут постепенно сокращаться. Спрос на них остается высоким на протяжении всего текущего года благодаря специальным условиям приобретения такой техники в лизинг. Помимо этого, сейчас на российском рынке можно приобрести грузовик с пробегом, произведенный в Европе, и уже не по такой высокой цене, как в 2023-2024 годах. А представители сегмента грузоперевозок, зная качество европейских грузовых автомобилей, предпочтут купить их с пробегом, чем новые китайские. Постепенно это тоже приведет к снижению спроса на стоковые запасыов примерно в два раза, что тоже отразится на уровне продаж. Такие макроэкономические факторы, как ключевая ставка, тоже повлияют на рынок и его структуру. Например, высокая ставка останется по-прежнему сдерживающим фактором на использование заемных средств для обновления автопарка.

Не исключена в текущем году и консолидация рынка — объединение малых компаний с более крупными. Которая совместно с государственными программами стимулирования спроса на грузовые авто сможет поддержать восстановление рынка. Хотя и в незначительном объеме. Таким образом, ситуация на рынке тяжелых грузовиков в следующем году в большей степени будет зависеть от макроэкономической ситуации, динамики спроса в основных отраслях, где используется эта техника (строительство и логистика), реализации региональных и федеральных проектов и изменений в регуляторной среде.

Дмитрий Говоров, генеральный директор ГК «АСТ»

-3

По моему персональному прогнозу, в 2026 году стагнация роста продаж грузовой техники, начавшаяся в текущем году, продолжится. Рынок вряд ли покажет серьезную положительную динамику, поскольку из-за низких тарифов перевозчики, включая лидеров отрасли, вынуждены пересматривать бюджеты и отказываться от планов по закупке новых машин.

Продолжается череда банкротств транспортных компаний. Это означает, что огромный объем лизинговой техники изымается и поступает в продажу. Сейчас речь идет о 30–40 тыс. седельных тягачей, которые выходят на рынок с существенным дисконтом относительно стоимости новых машин. Например, сейчас мы приобретаем Sitrak 2024 года с колесной формулой 4×2, пробегом 100 тыс. км за 4 млн руб. Для грузовика такой километраж — это вообще не пробег, даже обкатку не прошел. Это изъятый лизинговой компанией тягач. При этом новый будет стоить около 8 млн. Таких предложений на рынке очень много. Это давит на сегмент новых автомобилей. При этом сами они не подешевеют, так как государство продолжает закручивать гайки: повышает утильсбор, меняет правила сертификации. Поэтому цены на новые машины упасть не могут, а продаваться они не будут из-за сильного давления вторичного рынка.

Читайте также:

Иностранных грузовиков больше не будет?

Теперь только отечественные?

Новый механизм взимания утильсбора – станут ли грузовики дешевле?