Найти в Дзене

Вкусная живопись: Фирс Сергеевич Журавлёв (22 декабря1836, Саратов—1901)

Фирс Сергеевич Журавлёв — русский живописец, последователь «демократического реализма», заметный деятель среди петербургских художников времён «великих реформ» и «контрреформ», ассоциируемый с окружением Ивана Крамского и первой волной передвижников; мастер жанровой картины на социальную тематику, также работал как портретист и церковный декоратор. Участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников (оба — 1863). Академик Императорской Академии художеств (с 1874). Родился, как заявляется, в Саратове 22 декабря 1836 года. До 19 лет занимался портновским ремеслом, Живописи учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где получил малую золотую медаль. Изначально Журавлёв посещал академию в качестве вольноприходящего, затем постоянного ученика в классах исторической живописи профессоров Тимофея Неффа, Фёдора Бруни и Алексея Маркова. Был одним из основателей Санкт-Петербургской артели художников. Вместе с Иваном Крамским и ещё четырьмя художниками: Б

Фирс Сергеевич Журавлёв — русский живописец, последователь «демократического реализма», заметный деятель среди петербургских художников времён «великих реформ» и «контрреформ», ассоциируемый с окружением Ивана Крамского и первой волной передвижников; мастер жанровой картины на социальную тематику, также работал как портретист и церковный декоратор. Участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников (оба — 1863). Академик Императорской Академии художеств (с 1874).

Родился, как заявляется, в Саратове 22 декабря 1836 года. До 19 лет занимался портновским ремеслом, Живописи учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где получил малую золотую медаль. Изначально Журавлёв посещал академию в качестве вольноприходящего, затем постоянного ученика в классах исторической живописи профессоров Тимофея Неффа, Фёдора Бруни и Алексея Маркова.

Был одним из основателей Санкт-Петербургской артели художников. Вместе с Иваном Крамским и ещё четырьмя художниками: Богданом Венигом, Александром Григорьевым, Алексеем Корзухиным и Николаем Шустовым поселился в квартире в доходном доме Гудкова на 17-й линии Васильевского острова, образовав своеобразную коммуну с общими мастерскими для работы и ведением общего хозяйства

В 1868 году за представленные на Академической выставке картины «Приезд извозчика домой» и «Возвращение с бала» получил звание классного художника 1‑й степени «по живописи народных сцен». В 1874 году за картины «Перед венцом», «Носильщик», «Мачеха», «Девочка с курами», «Трубочист» и ряд портретов удостоен почётного звания академика Императорской академии художеств. Журавлёву прекрасно удавались картины «малого жанра», в которых он создавал образы, будто выхваченные из действительности — индивидуально точные и в то же время характерно-собирательные.

Участвовал во Всемирных выставках в Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Участвовал в росписи кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве (в 1883 году награждён за эти работы орденом Святой Анны 3-й степени), Христорождественского кафедрального собора в Риге. Автор мозаик в соборе Воскресения Христова на Крови и икон в соборе Воскресения Словущего всех учебных заведений в Санкт-Петербурге.

-2

Как указывал физик Фёдор Петрушевский (в персоналии «Брокгауза — Ефрона», 1894):
В особенности он известен несколькими картинами, сюжет которых взят из купеческого быта. «Купеческие поминки» — многофигурная картина, полная тонкой наблюдательности (1876), «Благословение невесты» — сцена почти драматического содержания, с большими художественными достоинствами (1878), также из купеческого быта.

-3

Мне лично понравилась картина "Кухарка" и планировала сначала найти блюдо от нее) Но решила остановиться на одной его знаменитейшей картине "Купеческие поминки" и рассказать о том, что подавали на поминках.

Некоторые блюда, которые традиционно подавали на поминках на Руси:
Кутья (коливо). Каша из цельных зёрен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом.
Блины. Круглые блины ассоциировали с огнём небесным, а сложенные вчетверо — с зашедшим солнцем и скорбью. Часто блины поливали маковым молоком или мёдом.
Кисель. Чаще всего кислый, варили его из яблок, крыжовника, смородины, клюквы или брусники. В некоторых славянских племенах варили только молочный кисель.
Щи. В качестве горячего на стол подавали щи, сваренные из капусты.
Пироги. В качестве начинки использовали грибы, мясо, капусту с луком или рыбу. Большое значение имел вид пирога, он обязательно должен был быть закрытым.
Сыта. Мёд пополам с водой, её обычно подавали вместе с кутьёй в самом начале поминок.
Прочая еда на поминальной трапезе подавалась с соблюдением требований поста, в постные дни — постная, в иные — скоромная.

А расскажу о блюде под названием "сыть".
Сыта — вода, подслащённая мёдом, медовый взвар, разварной мёд на воде. Использовалась для приготовления любимых у восточных славян сладких лакомств (сытников). С сытой ели кутью и овсяный кисель, ею могли кормить души умерших. В народе говорили: «Сыченное — медовое, сытить — подсластить мёдом, сыченные мёды — дважды перебродившие».. В Белоруссии сыта с покрошенной булкой называлась канун и было поминальным блюдом.
Существительное сыта — общеславянское. С аналогичным значением оно присутствует в украинском (сита), белорусском (сыта), в сербском (сита), в польском (syta) языках.
Прилагательное сытый (сытъ, -та, -то) в форме сꙑтъ встречается в XI веке. Это слово зафиксировано в «Старославянском словаре»: «сытъ, ыи прил. сытый: гладивая сия ненасыштеная яже николиже своимъ нѣста сыта (Супрасльская рукопись)».

Сыта была одним из основных продуктов поминальной трапезы (наряду с кутьёй, овсяным киселём, блинами). У восточных славян бытовал обычай после похорон оставлять на столе сыту и для души умершего: «После похорон старухи всю ночь караулят душу умершего, поставив на стол сыту; верили, что душа прилетит в образе мухи и будет пить приготовленный для неё напиток». Белорусы при посещении кладбища на Радуницу поливали могилы водкой и сытой.
В Древней Руси «рассытенный» мёд был популярным напитком, который употреблялся после еды.
Один из рецептов приготовления сыты заключался в заливании кипятком медовых сотов, заложенных в бочку. После растворения мёда в воде напиток процеживался от воска и употреблялся в охлаждённом виде.
По другому рецепту, для получения сыты мёд, порой даже в сотах, заливали тёплой водой (до +30 °C), но не горячей, так как иначе начинал плавиться воск в сотах. Иногда сыту уваривали на огне, для вкуса могли добавлять травы, пряности, хмель

-4