Найти в Дзене
НИИ Антропогенеза

Исследование экономистов Махди Кесали, Стефана Фойгта и Нади фон Якоби Once Upon a Time: Introducing the Historical Values Survey — ценности

Исследование экономистов Махди Кесали, Стефана Фойгта и Нади фон Якоби Once Upon a Time: Introducing the Historical Values Survey — ценности и нормы, зашитые в устный фольклор столетия назад, до сих пор являются двигателем или тормозом экономического роста современных государств Авторы собрали корпус из 27.137 народных сказок, легенд и басен из 172 стран, в основном записанных в XIX веке или ранее Почему сказки? Потому что они веками передавались изустно, практически не меняясь, служа главным инструментом трансляции, поведенческих норм и «правил игры» внутри общины Затем к работе привлекли большую языковую модель GPT-4o Ей дали 36 вопросов-промптов о каждой сказке: • Поощряет ли эта история доверие к незнакомцу? • Осуждает ли она зависть? • Добивается ли героиня успеха сама или её спасает мужчина? • Одобряется ли здесь усердный труд? Т.о. «культура» была разложена на семь измеримых факторов: 1. Кооперация (включая доверие) 2. Альтруизм (помощь, отсутствие мести) 3. Трудовая этика (

Исследование экономистов Махди Кесали, Стефана Фойгта и Нади фон Якоби Once Upon a Time: Introducing the Historical Values Survey — ценности и нормы, зашитые в устный фольклор столетия назад, до сих пор являются двигателем или тормозом экономического роста современных государств

Авторы собрали корпус из 27.137 народных сказок, легенд и басен из 172 стран, в основном записанных в XIX веке или ранее

Почему сказки?

Потому что они веками передавались изустно, практически не меняясь, служа главным инструментом трансляции, поведенческих норм и «правил игры» внутри общины

Затем к работе привлекли большую языковую модель GPT-4o

Ей дали 36 вопросов-промптов о каждой сказке:

• Поощряет ли эта история доверие к незнакомцу?

• Осуждает ли она зависть?

• Добивается ли героиня успеха сама или её спасает мужчина?

• Одобряется ли здесь усердный труд?

Т.о. «культура» была разложена на семь измеримых факторов:

1. Кооперация (включая доверие)

2. Альтруизм (помощь, отсутствие мести)

3. Трудовая этика (честность, терпение, усердие)

4. Предпринимательство (готовность к риску, мобильность)

5. Терпимость к чужому/Принятие неравенства (индивидуализм, отсутствие зависти)

6. Отсутствие дискриминации (в т.ч. расширение прав женщин)

7. Вызов авторитету (постановка под вопрос власти, норм)

В итоге каждая страна получила свой «культурный профиль» — количественную оценку по этим семи шкалам

А дальше учёные проверили, как эти исторические профили коррелируют с реальными темпами роста ВВП на душу населения за 1990-2019 годы, контролируя стандартные факторы вроде стартового дохода, инвестиций и образования

Все семь культурных факторов показали значимую и положительную связь с экономическим ростом

Страны, чьи сказки воспитывали доверие, кооперацию, упорный труд и готовность начать всё заново после фиаско, сегодня растут быстрее

Есть и другие нюансы

• Трудовая этика и Терпимость оказались самыми мощными драйверами

Культура, которая ценит личные достижения и не осуждает успех соседа - плодородная почва для роста

• Связь между «сказками» и «экономикой» особенно сильна в странах с низкими доходами

В развитых государствах с сильными институтами влияние архаичных культурных кодов ослабевает - его «приручают» законы и рынки

А там, где нет работающих формальных правил, люди играют по древним, унаследованным правилам — заветам сказок

Это важный вывод для понимания проблем развивающихся экономик

• «Вызов авторитету» - фактор не только политический, но и экономический

Общества, где фольклор поощряет сомневаться в догмах, видимо, более склонны к инновациям и «созидательному разрушению» по Шумпетеру

Интересно, что на карте, построенной по данным HistoVaS, «страной дружных работяг» (но сказочных) оказывается Восточная Европа, которая в целом показывает ценности выше среднего почти по всем факторам, что говорит о глубоко укоренённых нормах кооперации и трудолюбия

Но по фактору «Вызова авторитету» регион ближе к медиане, что отражает амбивалентное отношение к иерархии

А вот «пояс нечестности» - это полоса стран от Камеруна через ЦАР и Южный Судан до Сомали, а также отдельные страны вроде Сьерра-Леоне, где фольклор честность не поощряет, а совсем наоборот

Авторы связывают это с высоким этнолингвистическим разнообразием и историческим опытом выживания в крайне нестабильной среде

Культурная ловушка бедности так работает: нормы, которые, возможно, были хороши в прошлом, сегодня блокируют создание доверия - основы рыночной экономики

https://t.me/moneyandpolarfox/14417

https://t.me/moneyandpolarfox/14418