В предыдущей статье мы осмотрели с палубы теплохода село Ширяево – первый населённый пункт на правом берегу Волги, входящее в состав городского округа Жигулёвск Самарской области. И дальше вверх по течению все селения с левого борта будут относиться к г.о.Жигулёвск, вплоть до самого города.
Проходим Попову гору, слева от которой (к востоку от горы) лежит село Ширяево. Через Попову гору, западнее Ширяево, проходит граница Жигулёвского государственного природного биосферного заповедника имени И.И.Спрыгина, который с трёх сторон окружён территорией Национального парка Самарская Лука. Через пару километров от окраины Ширяево начинается село Богатырь.
Небольшой участок склона горы закрыт каким-то чёрным материалом, на котором природа оставила «музыкальный» автограф, похожий на скрипичный ключ.
Попова гора вся изрезана штольнями: в дополнение к Ширяевским штольням, между Ширяево и Богатырём сохранились штольни известкового завода «Бурлак» П.К.Ушкова, работавшего с 1883 по 1956 год. По моим подсчётам завод «Бурлак» находился в этом месте.
Приблизив скалистую стену, сквозь кроны деревьев попытался рассмотреть входы в штольни, используя возможности объектива фотоаппарата.
Ниже, на обочине дороги 36Н-590, под предполагаемым мною местонахождением горных выработок, запечатлел легковой автомобиль, из которого молодые люди выгружали, как я опять же предполагаю, снаряжение для посещения штолен.
На снимке – западный склон Поповой горы, за ним начинается село Богатырь и находится Жигулёвский известковый завод (сокращённо ЖИЗ).
Восточная окраина Богатыря, частично скрытая густой листвой. Где-то за деревьями «прячется» остановка автобуса «Липовая Поляна».
Панорама Жигулёвского карьера и Жигулёвского известкового завода. У заводского причала – буксир толкач с баржей.
История завода в Жигулёвских горах началась более ста лет назад – в конце XIX века здесь появились первые печи для обжига извести. В советское время завод продолжил свою работу: после Октябрьской революции продукция завода шла в строительную промышленность и способствовала проведению индустриализации; в послевоенные годы – на восстановление разрушенных и строительство новых домов, школ, больниц, заводов, дорог…
Но необходимость обеспечения индустрии сырьём и требования охраны природы всегда находились в противоборстве. Не стал исключением и ЖИЗ. Практически с 1978 года идут споры о межевании территорий завода и Жигулёвского заповедника. Ещё в 1990 году Минприроды РФ обязало ЖИЗ создать проект разработки карьера «Богатырь», предусмотрев в нём рекультивацию и закрытие карьера до 1998 года. Судя по фотографиям, на карьере рекультивацию до настоящего времени не проводили. По информации, которую я нашёл на сегодняшний день (ссылки с подробностями этой истории можно найти ниже), после всех «боданий» завод имеет право использовать месторождение «Липовая Поляна» в границах Жигулёвска (именно там карьер и находится) до 31 декабря 2023 года. Эта дата стала уже историей, а щебень и в 2025 году продолжали отгружать.
Идёт отгрузка щебня в баржу А-3701, а «толкать» её будет буксир толкач ОТ-2041.
Буксир толкач ОТ-2041 построен в Будапеште (Венгрия) в 1971 году по проекту 428.1, тип ОТ-2000. Является одним из самых мощных речных буксиров.
Баржа А-3701 построена в 1975 году в Астрахани.
Незаменимый «труженик» в карьерах – самосвал «Белаз».
Жилые дома на улице Чехова, построенные в непосредственной близости от известкового завода.
Пристань «Богатырь», находится в трёх с половиной километров от пристани Ширяево и в 39 километрах – от речного вокзала Самары.
Село Богатырь входит в состав городского округа Жигулёвск Самарской области. Посёлок городского типа Богатырь был образован в 1959 году путём объединения посёлков Липовая Поляна, Бурлак, Городок и Козий хутор. В 2004 году посёлок статус сменил – стал селом. В 2010 году в Богатыре проживало 987 человек.
Около Богатыря мы встретили второй в Самарской области теплоход типа МПКС – малое пассажирское круизное судно МПКС-01, построенное в посёлке Окский Нижегородской области в 2024 году. Впервые судно этого типа «Гавриил Романович Державин» («МПКС-01») я увидел в этот же день в Самаре у речного вокзала.
Очень живописный район Богатыря в районе пристани.
Вид на западную окраину села Богатырь и восточную – села Солнечная Поляна. Одно село переходит в другое совершенно незаметно (для «чужеземца», тем более с палубы теплохода), только улица Репина в Богатыре становится Пионерлагерной улицей в Солнечной Поляне, а улица Чехова – Лесной улицей.
На этом попрощаемся с Богатырями – карьером и селом, а в следующей статье пройдём ещё несколько километров вверх по Волге.
Посмотреть более ранние фотографии участка маршрута в районе Богатыря можно здесь.
Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.
Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#самарскаяобласть #речныекруизы #карьербогатырь #жигулёвскиегоры #волга