Найти в Дзене
Артельный Ряд

Треуголка

Треуголка - одна из самых известных шляп. Кажется, некий флёр романтики сопровождает ее постоянно, в фильмах, книгах, картинах... Откуда взялся этот необычный головной убор? В. Кампхаузен. "Фридрих Великий", 1870 г. Изначально треуголка - это обычная пастушья шляпа с широкими полями, сделанная из фетра, войлока, или кожи. Подобные головные уборы вошли в моду во вт. пол. 17 в. Сначала их использовали солдаты испанской армии, первыми превратившие широкополые шляпы в треуголку. Тогда ее называли трикорн ("tricorne"). В это время получило развитие огнестрельное оружие с открытым затвором - так появился новый род войск, фузилеры. При выстреле из фузеи порох воспламенялся, солдат прижимал приклад к плечу, а поля обычной шляпы опускались вниз, в результате сноп искр летел прямо в лицо стрелку. Поэтому сначала фузилеры придумали прикреплять к тулье одну сторону шляпы, а затем и обе. Вот так появилась первая треуголка. Во Франции солдаты переняли испанский стиль ношения шляп, особую же популяр

Треуголка - одна из самых известных шляп. Кажется, некий флёр романтики сопровождает ее постоянно, в фильмах, книгах, картинах... Откуда взялся этот необычный головной убор?

В. Кампхаузен. "Фридрих Великий", 1870 г.
В. Кампхаузен. "Фридрих Великий", 1870 г.

Изначально треуголка - это обычная пастушья шляпа с широкими полями, сделанная из фетра, войлока, или кожи. Подобные головные уборы вошли в моду во вт. пол. 17 в. Сначала их использовали солдаты испанской армии, первыми превратившие широкополые шляпы в треуголку. Тогда ее называли трикорн ("tricorne").

В это время получило развитие огнестрельное оружие с открытым затвором - так появился новый род войск, фузилеры. При выстреле из фузеи порох воспламенялся, солдат прижимал приклад к плечу, а поля обычной шляпы опускались вниз, в результате сноп искр летел прямо в лицо стрелку. Поэтому сначала фузилеры придумали прикреплять к тулье одну сторону шляпы, а затем и обе. Вот так появилась первая треуголка.

Во Франции солдаты переняли испанский стиль ношения шляп, особую же популярность треуголка получила во время правления Людовика XIV.

Адам Франс ван дер Мейлен. "Людовик XIV при взятии Безансона".1674 г.
Адам Франс ван дер Мейлен. "Людовик XIV при взятии Безансона".1674 г.

Треуголки имели ряд преимуществ перед другими головными уборами: их можно было совместить в ношении с париками, они имели небольшой размер и такую шляпу можно было сложить. Также они были актуальны и во флоте: позволяли укрыться от солнца в жаркую погоду и не сдувались ветром.

Обычно треуголки были темного цвета, чаще черного, серого или коричневого. На некоторых красовались кокарды. Такие шляпы обычно можно было носить одним из двух способов: "вперед" (с торчащими углами спереди и по бокам) или "поперёк" (с выступами углами по бокам и за спиной).

В России этот головной убор появился и вошел в моду в царствование Петра Великого. Первый российский император создал армию по европейскому образцу и снабдил ее треуголками. Да и сам он предпочитал носить военную форму и поэтому на портретах его часто можно увидеть в треуголке. В русских документах времен Петра 1 есть и рецепт пропитывания таких шляп. Для этого применялся мездровый клей и чернильные орешки.

Но треуголка понравилась и дамам! В начале 18 в. треуголку стали охотно носить и женщины. Это было связано с небывалым доселе "сближением" мужской и женской моды. И у мужчин, и у женщин треуголка была частью охотничьего костюма. Оттуда она плавно перекочевала в костюм для верховой езды, конной прогулки.

П. Ротари. "Портрет княгини Екатерины Романовны Дашковой". 1762 г.
П. Ротари. "Портрет княгини Екатерины Романовны Дашковой". 1762 г.

Кроме того, в то время треуголка была и неотъемлемой частью одежды для маскарадов. С 18 в. до нас дошло большое количество маскарадных портретов, на которых изображены дамы в соответствующих платьях, с маской в руках и маленькой треуголкой на голове.

Из маскарадного и охотничьего костюма треуголка легко проникла в повседневный. Она то увеличивалась, то уменьшалась, в зависимости от моды. И доуменьшалась до такой степени, что стала просто наколкой треугольной формы.
И тем не менее оставалась одной из любимых шляп изящного "галантного века".

Кристоф Фридрих Рейнхольд Лисевский. "Портрет Генриетты Софи Кристины фон Людериц, урожденной фон Рохов". 1750 г.
Кристоф Фридрих Рейнхольд Лисевский. "Портрет Генриетты Софи Кристины фон Людериц, урожденной фон Рохов". 1750 г.

#артельныйряд #пискунова37 #история #шляпа #треуголка