Найти в Дзене
Первый ярус

"Мы пойдем другим путем," - образ Ленина в сериале " Хроники русской революции"

Евгений Ткачук в роли В.И.Ленина в сериале "Хроники русской революции."Фото- Яндекс-картинки
Евгений Ткачук в роли В.И.Ленина в сериале "Хроники русской революции."Фото- Яндекс-картинки

Жаль, что мне не сполна понравился новый фильм Андрея Кончаловского "Хроники русской революции." Показалось, что режиссер попытался объять необъятное. Сложно вот так бегло, как вышло в фильме, охватить, в общем-то, довольно долгий период нашей истории. То величайшее и одновременно трагичное время концентрации важных событий, следовавших в Российской империи начала XX века одно за другим.

Рабочие волнения 1905-1907 годов, Первая мировая война, Февральская революция, Октябрь 1917-го - все это невозможно вместить в 16 даже самых гениальных серий. Фильму с его густонаселенностью и невероятными переплетениями реальности с вымыслом не хватает, на мой взгляд, логики и цельности. Картина сродни большому лоскутному полотну, сшитому непрочными нитками, часто рвущимися в самых интересных местах.

Художник Петр Белоусов "Мы пойдем другим путем.", 1951 год. Фото- Яндекс-картинки
Художник Петр Белоусов "Мы пойдем другим путем.", 1951 год. Фото- Яндекс-картинки

Но присоединяться к армии хулителей новой экранной версии русской революции спешить все-таки не будем. Мы с вами, уважаемые читатели, поступим иначе. "Мы пойдем другим путем," - известная каждому советскому школьнику фраза, якобы сказанная юным Володей Ульяновым матери в ответ на казнь брата.

Избегая категоричных оценок в целом, отметим, что в картине достаточно превосходных сцен. В отдельности многое можно оценить довольно высоко. Но нет целостности. Наверное, в сериале уместна была какая-то генеральная сюжетная линия, объединенная главной мыслью. Важен и скрепный, как говорят ныне, герой. Ни дама эпохи Ариадна Славина ( Юлия Высоцкая), ни вездесущий Михаил Прохоров ( Юра Борисов) эту идею, как мне кажется, не вытянули.

1917 год. Ленин вернулся из десятилетней эмиграции. Фото- Яндекс-картинки
1917 год. Ленин вернулся из десятилетней эмиграции. Фото- Яндекс-картинки

Образ вождя пролетариата совсем неожиданно тоже не стал сюжетной скрепой, что было бы как раз закономерно. Но в сегодняшнем разговоре рассмотрим именно ленинский сюжет, что все-таки вычерчен довольно четкой линией в революционной геометрии фильма.

Но прежде заметим, что жизнь большевистского лидера в советской историографии расписана буквально по дням. Не все политические деятели удостоились такой чести. Далеко не все. Что подчеркивает неимоверный масштаб личности. А подробная ленинская историография вольный простор для художественных изысканий.

Первый исполнитель роли Ленина Василий Никандров. Фото- Яндекс-картинки
Первый исполнитель роли Ленина Василий Никандров. Фото- Яндекс-картинки

Художественную лениниану можно смело счесть едва ли не самостоятельным видом советского искусства. По тщательности и детальности отражения образа Ильича творчество ничуть не отстает от исторической науки. Только фильмов сняли несколько десятков.

Первопроходцем стал великий Эйзенштейн, в 1927 году режиссер снял свой "Октябрь". Роль вождя пролетариата сыграл заводской рабочий с Урала Василий Никандров. Актером он не был. С той поры отбор претендентов на представление марксистского лидера на экране стал особенно тщательным. Более того, сложились свои художественные уставы.

Борис Щукин в роли Ленина в фильмах "Ленин в октябре" и "Ленин в 1918." Фото- Яндекс-картинки
Борис Щукин в роли Ленина в фильмах "Ленин в октябре" и "Ленин в 1918." Фото- Яндекс-картинки

Самые известные образы Ленина созданы актерами Михаилом Ульяновым, Юрием Каюровым, Максимом Штраухом. Из современных артистов кепка Ильича пришлась к лицу Евгению Миронову.

На мой взгляд, удачный образ получился у Бориса Щукина. Актер Театра имени Вахтангова уловил внутреннюю энергетическую подвижность своего героя и не переступил границ привычного представления о "самом человечном человеке." Последнее обстоятельство чрезвычайно важно для массового зрителя советских корней.

Но этой работе почти сто лет. Невозможно представить, чтобы эстетика образа со временем не менялась. Историографы старой школы так старательно прихорашивали Ленина, что не заметили, как увлеклись. Вслед за ними художники столь же аккуратно прятали все обыденное, что как раз не было чуждо самому человечному человеку.

В эмиграции. Фото- яндекс-картинки
В эмиграции. Фото- яндекс-картинки

Между тем, характер Ильича медовым никогда не был. Некоторые историки утверждают, что великий большевик в политике был необычайно склочен, имея в виду его бесконечные ссоры со всеми с кем можно. И совершенно очевидно, что в последней картине создатели очень смело переступили годами охраняемые границы.

Потому совсем не случайно нынешняя работа мэтра российского кино вызвала такой бурный общественный резонанс. Зритель советских корней никогда не примет такого Ленина. Карикатурного, как утверждают некоторые. Между тем эталонный, на мой взгляд, образ Ильича, созданный Борисом Щукиным, писатель Лев Данилкин, например, автор книги "Ленин. Пантократор солнечных пылинок" считает достаточно карикатурным.

Вождь в картине "Ленин в Октябре" представлен, на его взгляд, как чудаковатый тип. А наиболее удачным автор художественной биографии Ленина считает образ, созданный Смоктуновским. То есть, ничего нового в зрительской критике нет. Выйдет еще один Ильич, шуму будет столько же.

Мир полон разных мнений. И тем не менее, так очевидно образ Ленина из традиционных рамок не выбивался никогда. Ткачук и Кончаловский произвели своеобразный революционный переворот в киноискусстве. Конечно же, воспитанный на картинах советской эпохи зрелый зритель просто взорвался: - " Разве это Ленин?!"

Мне же показалось, что актерская работа не так уж и плоха. Правда, создавая живого человека со всеми его возможными странностями, нынешние создатели тоже, на мой взгляд, слегка перегнули палку. Буквально в одном эпизоде, речь о котором впереди. И хотя, повторяю, в целом фильм довольно неровен, к Ленину это относится в меньшей степени.

Приезд Ленина в Россию после первой эмиграции. С Красиным. Фото- Яндекс-картинки
Приезд Ленина в Россию после первой эмиграции. С Красиным. Фото- Яндекс-картинки

Что же на самом деле не удалось, не соответствует действительному вождю пролетариата, наверное, каждый зритель решает для себя сам. Но положа руку на сердце, можно сказать, что в таком плотно насыщенном событиями фильме только ленинская линия увлекает от серии к серии все больше. И нужно признаться, что к финалу совсем перестаешь обращать внимание на некоторую экзальтированность главного большевика, каким он все-таки показался сначала.

Первые две серии словно готовят зрителя к встрече с революционным лидером. Отзывы о нем звучат со всех сторон. "Вот, ждем Ленина," - говорит Горький в разговоре с Парвусом, сообщая ему, что большевики со дня на день откроют свою газету.

Сам Ульянов появляется в третьей серии, возвращается из-за границы, на вокзале его встречает Красин. Он еще в первой серии весьма критично охарактеризовал соратника: - "Вредный тип. Никто не знает, что взбредет в его упрямую татарскую башку." И выскажет весьма важную для понимания личности Ленина мысль: - "А он вообще ни к кому не прислушивается." "Самолюбив до невозможности," - словно продолжит характеристику революционера в упомянутом уже разговоре с Горьким тот же Парвус.

Напомню, сериал начинается после событий 1905 года, когда Николай II подписал знаменитый манифест о даровании демократических свобод. Из-за границы смогли вернуться покинувшие Россию революционеры. Ленин с Крупской к тому времени провели в Европе без малого пять лет.

В редакции газеты Парвуса. Вытряхивание денег из издателя. Фото- Яндекс-картинки
В редакции газеты Парвуса. Вытряхивание денег из издателя. Фото- Яндекс-картинки

И вот первая встреча зрителя с Лениным. Она возымела шокирующий эффект. Ленин с соратниками выбивает из Парвуса деньги Горького.

Еще при встрече на вокзале Красин сообщает Владимиру Ильичу, что Парвус издает свою газету, тираж ее огромен - 500 тысяч экземпляров. Ленин обеспокоен. Кто-то влияет на умы народных масс, а должны большевики. Но для публичного издания нужны деньги, в партийной же кассе всего 30 тысяч. Помочь может Горький, он собственно и содержал на свои деньги одну из социал-демократических ячеек, что переживала годы реакции за рубежом. Но деньги за публикации и постановки его пьес за границей в руках у Парвуса. Тот был, как бы теперь сказала, его продюсером.

Вот тут-то и начинается ошеломляющее изъятие нужной суммы. Парвусу угрожают пытками. И эта сцена кажется совсем неуместной, хотя герой Ткачука и объяснился : - "С бандитами - по бандитски." Отойти от шока многие зрителя так и не смогли. А жаль, впереди было много довольно интересного.

Встреча на Финляндском вокзале в апреле 1917-го. Фото- Яндекс-картинки
Встреча на Финляндском вокзале в апреле 1917-го. Фото- Яндекс-картинки

Конечно, это явный промах. И даже художественностью не оправдать такой странный сюжетный поворот. То, что революционеры не пренебрегали неоднозначными средствами для достижениями своих целей, факт общеизвестный. Но не до такой же степени.

Да и в жестко, как в армии, структурированной организации у каждого были свои задачи. А здесь лидер, как рядовой боевик, отправляется рубить пальцы кредитору. Хотя метафора вполне себе ясная - воровать не надо.

В броневике со Сталиным. Апрель 1917-го. Фото- Яндекс-картинки
В броневике со Сталиным. Апрель 1917-го. Фото- Яндекс-картинки

Но далее ленинский сюжет такими ошеломлениями не грешит. И наблюдать за его развитием довольно интересно.

Упор сделан на богатый событиями 1917 год. С апрельской встречи на Финляндском вокзале и начинается настоящий Ленин. Умный, цепкий, бескомпромиссный, согласный на любые жертвы ради удержания завоеваний революции. "Готов носить кличку тирана и узурпатора," - признается он в сериале.

Ценой больших потерь, но завоевания Октября большевики удержали. "Мы 150 дней у власти, это больше чем Парижская коммуна," - отметит Бухарин уже в Москве своеобразную праздничную дату.

Наверное, только твердость Ленина, его готовность принимать непопулярные решения, зачастую откровенно диктаторские, и удержали новое государство. В сериале эта правда показывается с предельной ясностью.

На заседании Петроградского совета депутатов. Апрель 1917-го. Фото- Яндекс-картинки
На заседании Петроградского совета депутатов. Апрель 1917-го. Фото- Яндекс-картинки

В знаменитом выступлении в Таврическом дворце Ленин обнародовал свою политическую программу. Она включала несколько пунктов. На заседании Петросовета как раз и рассматривался вопрос об укреплении новой власти через слияние всех революционных сил. А Ленин единолично высказался за разрыв с Временным правительством.

Тогда даже большевики были в недоумении. И сериальная Надежда Константиновна, словно выражая мнение других товарищей,отметит: - "Володя, это прекрасно. Но ты понимаешь,что мы идем по краю?" "А у нас нет другого пути," - убежденный в своей правоте рассмеется тот.

Пусть в фильме делается акцент на мирном соглашении с Германией, другие важные тезисы остались за кадром. Но атмосфера заседания Петроградского Совета передана исторически достоверно. Ленин взорвал зал. Недаром накануне, рассказывая, как его обыскивали на таможне, он смеялся: - "Дурачки!" "Бомба - она здесь, - Указал он на голову. - Завтра взорвем всех."

Фото- Яндекс-картинки
Фото- Яндекс-картинки

И потрясающая реакция Ленина, когда он и не подумал вступать в дебаты, а полный уверенности в своей правоте покинул зал. Сталин бежит за ним вдогонку, мол, Владимир Ильич, надо бы ответить на вопросы. Ленин вразумил его мгновенно: - "Вы что, и вправду думаете, что здесь что-то решается. Все решается там, за стенами." "Учитесь слышать народ," - скажет он едва ли не главную фразу этого сериала.

Встреча Ленина на Финляндском вокзале. Фото- Яндекс-картинки
Встреча Ленина на Финляндском вокзале. Фото- Яндекс-картинки

Как он, казалось бы, чистый теоретик, написавший за десять лет эмиграции кучу трудов, на практике, прибыв в Россию, сходу почувствовал воздух настоящей революции, энергию решительно настроенных масс. Схватил мгновенно и понял, что настало его время. Он сделал ставку на народ и выиграл.

А далее знаменитый разгон Учредительного собрания в январе 1918-го. И наконец, летом того же года разрыв с последними союзниками, левыми эсерами во главе с Марией Спиридоновой.

Ленин не держался ни за кого, если революционные пути расходились: - "Скатертью дорожка." Он держался только за революционную идею. Фанатично и жестко. Такого Ленина, действительно, прежде в кино не видели. Хотя факты эти историографии известны давным давно.

Август 1917-го. В Разливе. Фото- Яндекс-картинки
Август 1917-го. В Разливе. Фото- Яндекс-картинки

Вождя пролетариата играет Евгений Ткачук. Чрезвычайно харизматичный и талантливый актер, обладающий несомненным даром перевоплощения. Рассказывая в многочисленных интервью о своей работе, он подчеркивает, что отталкивался от оригинала. Смотрел архивные фото, изучал документальные кадры.

Главным для актера было отразить мышление Ленина, его уникальное видение революции и последующего развития общества, уловить "соединение несоединимых вещей в голове." В сериале много событий, связанных с именем Лениным, разгуляться, по словам самого актера, есть где.

Стоит все-таки упомянуть, насколько деликатно обыграна тема любовного треугольника. И такая приятная во всех отношениях Надежда Константиновна в этом сериале. Как необыкновенно трогательно показал Ткачук влечение к Инессе Арманд. Насколько верно подбирает актер чувственные краски, проживая разные эпизоды.

Жизнь Крупской и Ленина за границей прошла для зрителя практически незаметно, но кое-что все-таки заметить удалось. Насколько сильно, например, были стеснены в личных средствах революционеры. И как раздражали эти бытовые мелочи марксиста, думающего о всеобщем безоблачном будущем, где по его замыслам денег не будет вообще.

В Кремле. Фото- Яндекс-картинки
В Кремле. Фото- Яндекс-картинки

Последние серии увлекают атмосферой, духом того переломного времени. И революционной одержимостью вождя. Его буквальный фанатизм, неудержимая вера в идеи всеобщего равенства и социальной справедливости вызывают интерес хотя бы на экране.

Личность Ленина настолько значима для нашей многострадальной России, что нет, наверное, людей, кто равнодушен к его настоящему, историческому образу. Признавая уникальность Ленина, его социалистические идеи без всякой привязки к реальности принять не могу. Они кажутся утопическими.

Последние годы жизни. В Горках. Фото- Яндекс-картинки
Последние годы жизни. В Горках. Фото- Яндекс-картинки

Но то, что сумел сделать этот человек вопреки всему, поражает. Масштаб политической карьеры впечатляет. Наверное, все-таки это странное чувство на фоне огромных потерь, что понесла страна, но фильм выстроен так, что проникаешься жалостью к умирающему Ленину.

Он так много уже сделал на пути к своей мечте о благоденствии простого народа. И вот неодолимая болезнь, конец жизни уже виден. И понимание этого, и отчаяние читается в глазах героя Евгения Ткачука в финальном проезде по Москве. После смерти Ленина Россия увидела уже иной социализм - бюрократический, с новыми элитами. Кажется, что жизнь пошла совсем другой дорогой.

И создатели нового кино выбрали свой путь к осмыслению Ленина. Отнюдь не отрицающий его величие и уникальность, но размышляющий о сути его начинаний. Пусть не все в новом сериале удалось, но образ Ленина вызывает неподдельный интерес.

Воспроизведение в сериале реальной фотографии. Члены Совнаркома. Фото- Яндекс-картинки
Воспроизведение в сериале реальной фотографии. Члены Совнаркома. Фото- Яндекс-картинки

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно, найдете что-то полезное для себя. Это были личные впечатления от фильма, делюсь ими, как всегда, на равных. Интересных возвращений к страницам российской истории пусть даже не в самых сильных фильмах.

К прочтению с почтением, автор канала Яна никитина

Ссылка на другие публикации здесь: