Третья часть приключений Бенуа Бланка появилась в сети. Причём даже раньше, чем в онлайн-кинотеатрах. Русское название по ходу дела изменили, но смысл оставили. Я как любитель детективов этот фильм пропустить не могла. И третья часть понравилась мне даже больше предыдущих. Хотя поклонники Крейга, возможно, будут разочарованы. Зато любители детективного жанра получат удовольствие от просмотра фильма «Достать ножи: Воскрешение покойника».
Здравствуйте!
У нового фильма франшизы всё тот же режиссёр и сценарист – Райан Джонсон. И на этот раз он особенно постарался.
Фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника»: старый добрый детектив в лучших традициях жанра
Автор и не скрывал, что хочет вдохнуть жизнь в тот самый, классический детектив. Доказать, что правила всё ещё работают. В первых двух фильмах он прямо ориентировался на стилистику Агаты Кристи. В первом фильме воссоздавал атмосферу большого семейства в фамильном доме, во втором – загадочных происшествий в период роскошного отдыха. Намекал на «Зло под солнцем» и «Десять маленьких смуглых человечков».
Так что «Достать ножи» получился фамильно-наследственным, «Стеклянная луковица» - герметично-гламурной.
В третьем фильме источников для цитирования стало больше. Кроме леди Агаты, слышатся нотки Гилберта Кита и Эдгара Аллана. Ведь классический детектив изначально был не только респектабельно-британским, но и романтически-американским. Почти готическим.
Надо сказать, что автор в первых двух фильмах всё-таки не выдержал классический стиль. Подставил сюжетные костылики. В «Достать ножи» это была неспособность героини говорить неправду. Которая выливалась в натуралистической неаппетитной форме. В «Стеклянной луковице» был использован приём идентичных близнецов – подстава, запрещённая правилами детектива.
«Воскрешение покойника» обошлось без читерских приёмов. Это классическая история про Преступление в запертой комнате. Даже не комнате – крошечной клетушке с толстыми стенами.
А ещё здесь есть готический храм с высокими мрачными сводами и даже склеп, который крепко запечатан снаружи. Зато его легко открыть изнутри. И однажды тёмной-тёмной ночью он отворяется…
Фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника»: таинственная предыстория
Молодой американский католический священник отец Джад когда-то был боксёром. И однажды на ринге вошёл в раж настолько, что победил соперника насовсем. Испугавшись собственной ярости, Джад пришёл в Церковь. Он убеждён, что мир исправит не добро с кулаками, а истинное милосердие.
Но от прежних привычек отказаться непросто. Конфликт с коллегой закончился мордобоем. Джад не оправдывает себя и искренне раскаивается.
Начальство это учло. Не стало лишать священника сана, но отправило его в своеобразную ссылку в отдалённый городок Чимни-Рок.
Здесь службу правит монсеньор Джефферсон Уикс. Харизматичный падре, представитель воинствующей церкви, гонитель пороков. Своими яростными проповедями он прогнал из прихода всех, кого считал грешниками. Паства Уикса совсем небольшая: под сводами величественного готического храма всего лишь горстка прихожан. – и это беспокоит церковных иерархов. Договориться с Уиксом не удаётся – вот к нему и отправили Джада.
Джефферсон Уикс окружил себя преданными людьми. В этом храме служил когда-то его дед, столь же ревностный гонитель пороков. Дед обладал большим состоянием, и это состояние надеялась унаследовать его дочь, которую отец по-родственному называл блудницей. Именно она принесла в подоле Джефферсона. Внука падре воспитал сам, а дочь счёл слишком слабой для большого искушения. Неразумной дочери Евы нельзя давать в руки яблоко греха стоимостью 80 миллионов долларов. Когда священник-дед отправился в лучший мир, выяснилось, что его деньги загадочным образом исчезли. Такого расстройства дочь не пережила.
А внуку – Джефферсону Уиксу – теперь остаётся бескорыстно служить Всевышнему, обличая блуд и стяжательство.
Фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника»: все под подозрением
Колоритный священник окружил себя преданной паствой. Всех, кто подвержен сомнениям, он из церкви изгнал. Остались те, кто верит ему безоговорочно. Именно они и войдут в круг подозреваемых детективного сюжета.
Марта Делакруа – ещё девочкой помогала Уиксу-деду, была свидетелем его кончины и последующей ярости дочери-блудницы. Ведёт церковные дела, поддерживает священника и верит в его непогрешимость.
Сэмсон Холт – садовник и помощник по хозяйству. Джефферсон Уикс помог ему избавиться от пагубной привычки – и Сэмсон держится за священника как за спасательный круг, не позволяющий затонуть в бездне крепких напитков.
Вера Дрэйвен, адвокат. Унаследовала практику и моральный кодекс от авторитарного отца. Когда-то её папа привёл на порог мальчика и приказал Вере усыновить его. Женщина догадывалась, что это последствия грешной связи благочестивого мужчины, но из преданности послушалась. Теперь мальчик вырос, но по-прежнему требует заботы. Вере пришлось отказаться от собственных желаний, но её держит убеждённость в правильности поступков. А Джефферсон Уикс подтверждает – папа бы ей гордился.
Сай Дрэйвен, приёмный сын Веры. Молодой человек с большими амбициями. Уезжал в большой город, чтоб стать политиком. Спустил большое количество семейных денег на попытки добиться власти, но вернулся домой ни с чем. Теперь пытается выйти в лидеры мнений через собственный ютуб-канал. Снимает всё и всегда. А Джефферсон Уикс поддерживает его во всех начинаниях.
Доктор Нэт Шарп. Жена уехала от него, забрав ребёнка. Доктор пытается пережить драму и потихоньку заливает свои обиды в местном баре. Джефферсон Уикс поддерживает его, уверяя, что блудницу ждёт позор и раскаяние.
Ли Росс, «максимальное подобие местной знаменитости». Когда-то – успешный писатель-фантаст. Исписавшись, удалился в глушь. Рядом в Уиксом искал вдохновения. А тот соглашался с писателем, что грешный мир не способен оценить добродетельный талант. Но время признания обязательно настанет.
Симона Вивейн, знаменитая виолончелистка. Успешный путь прервался из-за проблем со здоровьем, природу которых врачи установить не могут. Джефферсон Уикс обещал ей чудо исцеления.
И все эти люди истово верят в высокое предназначение Уикса. Отвергают любые сомнения. И регулярно жертвуют средства на церковные нужды.
Фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника»: детективный сюжет
Молодой отец Джад быстро разобрался в местных особенностях. И, не таясь, высказал в лицо Уиксу, что его методы недопустимы. Таких священников надо изгнать из церкви. Буквально: вырезать, как опухоль.
Преданная паства Джада не поддержала. А почти сразу после стычки произошло загадочное происшествие.
После громкой проповеди Уикс удалился в маленький альков, чтоб отдохнуть пару минут. Закрыл дверь на глазах прихожан. Спустя несколько мгновений все услышали звук падения тела. Отец Джад первым распахнул дверь в альков – и увидел Уикса, в спине которого торчал нож. С рукояткой в виде головы дьявола.
Конфликт Джада с Уиксом, снятый неутомимым Саем, попал в сеть. Молодого священника обвиняют в страшном преступлении. Но как он это сделал – никто не может понять. Шеф полиции маленького городка Джеральдина Скотт осознаёт, что это дело ей не по зубам.
Она поступает разумно: обращается за помощью к великому сыщику.
И вот под высокими стрельчатыми сводами готического храма, среди витражей и строгих распятий отец Джад молится в одиночестве. Он хочет служить, он может дать утешение страждущим. Он не виновен. Но все вокруг уверены в обратном. И Джад просит помощи у Того, кому искренне доверяет.
В ответ на его молитвы в храм входит Бенуа Бланк. Атеист, циник и гениальный сыщик.
Он довольно быстро понял, что к чему. Классический сюжет про преступления в запертой комнате давно разобран в старых детективах. Вариантов немного. Любой сыщик разберётся.
И всё уже близилось к разгадке, пока тёмной ночью не рухнула дверь фамильного склепа Уиксов, и оттуда не вышла фигура в белых одеждах…
Фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника»: это сделано стильно, готично и иронично
Можно заметить, что в фильме представлен блестящий актёрских состав. Гленн Клоуз, Джош Бролин, Мила Кунис, Джереми Реннер, Керри Вашингтон, Джеффри Райт. А ещё Джош О’Коннор и, конечно, Дэниэл Крейг.
Его, впрочем, трудновато узнать. Лощёный джентльмен из прошлых фильмов оброс бородой и перестал стричься.
Не знаю, что случилось – наверное, Хью Грант его бросил. Но он временами стал на Депардье похож. И это не комплимент.
В общем, фильм взялся подтрунивать над образом безупречного сыщика. Есть и другие тонкие шутки.
Их мишенью служит попытка воспроизвести британский пафос на американской почве. В первом фильме герои напыщенно гордились фамильным гнездом, старым домом. А сыщик напомнил им, что это – новострой, купленный богатым писателем у подозрительного южноамериканца.
Здесь Бенуа Бланк восторгается величием готического храма, который сам по себе значителен и загадочен. А молодой священник резонно замечает: Мы в Америке. Это постройка в неоготическом стиле.
Главное – не форма, а то, что её наполняет. В этом и кроется подлинная красота.
Забавно показана и реакция общественности на пропаганду: священный семейный склеп разрисован диксами. Благочестивая паства лицемерно вздыхает: дети рисуют ракеты.
Но ещё более достойна авторская ирония над детективными клише. По ходу дела нам намекают и на приём ненадёжного рассказчика, и на обман с хронологией. И хотя дворецкого здесь нет, зато есть доктор и садовник.
Но есть вещи, над которыми никто не смеётся.
Фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника»: чем закончилось
Не бойтесь – спойлеров не будет. Но ведь это детектив, так что вы можете предположить, что в финале всё раскроется.
Более того: в ходе сюжета можно догадаться, кто, собственно, и виноват.
Но как всё произошло – это сможет понять только Бенуа Бланк.
И только он способен узнать, куда делись 80 миллионов долларов. И как ими следует распорядиться.
Это современный детектив. Но он подтверждает, что классические правила всё ещё действуют.
Мрачные готические ужасы всегда происходят из-за грехов, совершённых в прошлом.
Совершать правильные поступки гораздо труднее, чем неправильные.
Но истинное милосердие сильнее любых искушений.