Фильм Райана Джонсона «Достать ножи», вышедший на экраны в 2019, принёс режиссёру успех, а зрителям – радость. Наконец-то на экраны вернулся полноценный детективный сюжет. И настоящий великий сыщик, в меру эксцентричный, но с серыми клеточками в нужных местах. Этот фильм разглядели не сразу: история рассчитана на искушённое восприятие. Но, когда разглядели, все дружно пришли к выводу, что именно такой сюжет закрутила бы Агата Кристи, если бы взялась за перо сейчас, на излёте постмодернизма. Конечно, все ждали следующую историю в духе королевского детектива. И дождались: в конце 2022 вышла «Стеклянная луковица». А в начале 2023 добралась и до наших кинотеатров.
Здравствуйте!
Этот фильм уже успел произвести впечатление: большинство критиков восхитил, а некоторых зрителей разочаровал. Не успела «Стеклянная луковица» выйти в российский прокат, как появилось множество негативных рецензий (и когда только посмотреть успели?).
Сразу хочу сказать – я с отрицательными отзывами не согласна.
Мне очень понравилось.
Всё, за что мы любим экранизации классических детективов, есть в «Стеклянной луковице». Яркие характеры, неожиданные повороты, роскошные интерьеры, эффектные наряды.
Эксцентричный миллионер и модная пустышка, гениальный учёный и перекачанный блогер, беспринципный политик и расчётливая карьеристка.
И гениальный сыщик.
Всё это брошено на экран яркими красками, с избытком и капелькой гротеска. В классический детективный сюжет добавлено немного приправ. Цинично-ироничных.
Сюжет
В разгар всемирного дистанта Майлз Брон, хозяин технологической компании «Альфа» и очень богатый человек, приглашает на свой собственный остров пёструю компанию.
Отдохнуть от ограничений и расслабиться на морском берегу.
- Клёвый остров
- Ещё и греческий
В назначенный день на пристани собираются губернатор Коннектикута Клер Дебелла
Знаменитый учёный Лайонел Туссен
Мускулисто-татуированный стример Дюк Коди с подружкой
Королева модной индустрии Бёрди Джей с секретаршей
Бывший партнёр Майлза Кассандра Бёрк
И неизвестно как пробравшийся сюда детектив Бенуа Бланк.
Остров, принадлежащий мультимиллиардеру Майлзу, местные называют Шиш-причалишь, потому что добраться до него можно только во время прилива.
Люди, отрезанные от всего мира, проводят время в райском уголке. Но за ужином один из присутствующих отпивает из своего бокала и падает замертво.
Да, совсем как в истории про десять смуглых человечков.
Но у них был гениальный сыщик. А ещё, как водится, у каждого – своя дуля в кармане.
Всё это происходит в современном мире, полном узнаваемых реалий.
Супер-богатый и эксцентричный Майлз Брон, любитель головоломок и технических новинок, знаком со всеми знаменитостями.
Это комбуча от Джареда Лето.
- Сценарий написала сама Джиллиан Флин.
- Она отличный автор.
- Да, и дерёт втридорога
А ещё Майлз, конечно, ценитель подлинного искусства.
Но все детали современности в фильме слегка преувеличены.
Как и основные каноны детектива.
Нельзя отмахнуться от шлейфа, который тянется за известными актёрами. Вот Эдвард Нортон – как забыть, что он сыграл когда-то в «Бойцовском клубе»? А значит, его персонаж и здесь неоднозначен.
Или гениальный сыщик Бенуа Бланк. Когда он говорит:
Я не Джеймс Бонд.
Это означает, что возможности детектива ограничены. А если детектив выглядит вот так?
Согласитесь: смыслы множатся.
Всё это очень красиво снято
С прямыми отсылками к классическим экранизациям классических детективов. И с долей иронии.
Яркие образы персонажей, костюмы, интерьеры и ландшафты – всё это слегка с перебором. А потому очаровательно.
Как-то уживаются в современной киноиндустрии два процесса.
С одной стороны, при экранизации старых добрых детективов в них напихивают актуальную повестку, разваливая логику сюжета.
А с другой – есть примеры отличных детективов, в которых ничего не мешает гениальному сыщику расследовать запутанное дело в роскошном антураже.
Хотя без повестки и здесь не обошлось. Но намёки на нетрадиционность добавили так аккуратно, что можно не обращать внимания. К тому же этот намёк представлен таким образом, что можно понять и простить.
Был только один момент, который меня смутил.
Но это скорее вопрос:
Что важнее – справедливость или великое произведение искусства?
Вы бы что выбрали?
Хороший детектив и должен задавать сложные вопросы. А ещё – быть неожиданным и многослойным. Как стеклянная луковица.