Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Дж. К. Роулинг. «Случайная вакансия»

Лет десять назад книга была ну очень популярна, в основном из-за личности автора. Создательница мира Гарри Поттера перестала писать о магах, волшебстве, борьбе хороших и плохих волшебников. Видимо, выросла из этих штанишек и переключилась на другую, реалистичную прозу. Естественно, читатели и почитатели заинтересовались, как это у нее получится. Да, получилось, вполне себе умно, остро и социально. Небольшой городок Пэгфорд в Англии, начало 21 века, обычные люди. Взрослые работают, подростки ходят в школу, ничего выдающегося. Начинается роман со смерти Барри Фейрбразера, члена городского совета. Сразу скажу, что Барри – единственный персонаж, который не вызывает отторжения, но его автор умудрилась угробить на первых страницах. Со всех сторон положительный: отличный семьянин, ведет общественную работу. Впечатление, что он тащит перегруженный воз, куда постоянно подкидывают дровишек, вот организм и не выдержал. Это только присказка, основное действие, интриги и борьба за освободившееся

Лет десять назад книга была ну очень популярна, в основном из-за личности автора. Создательница мира Гарри Поттера перестала писать о магах, волшебстве, борьбе хороших и плохих волшебников. Видимо, выросла из этих штанишек и переключилась на другую, реалистичную прозу. Естественно, читатели и почитатели заинтересовались, как это у нее получится. Да, получилось, вполне себе умно, остро и социально.

Небольшой городок Пэгфорд в Англии, начало 21 века, обычные люди. Взрослые работают, подростки ходят в школу, ничего выдающегося. Начинается роман со смерти Барри Фейрбразера, члена городского совета. Сразу скажу, что Барри – единственный персонаж, который не вызывает отторжения, но его автор умудрилась угробить на первых страницах. Со всех сторон положительный: отличный семьянин, ведет общественную работу. Впечатление, что он тащит перегруженный воз, куда постоянно подкидывают дровишек, вот организм и не выдержал.

Это только присказка, основное действие, интриги и борьба за освободившееся место разворачиваются в дальнейшем. Удивлялась накалу страстей на предстоящих выборах. Видимо, чем мельче лужа, тем больше пузыри. Вопросы для городка решаются действительно глобальные. В Пэгфорде есть район, населенный в основном маргиналами, географически он тяготеет к более крупному городу Ярвилу, которому местное самоуправление и хочет его сбагрить. Разумное решение, но местные гуманисты против. Из той же серии и аренда помещения для наркологической клиники. Не желают добропорядочные граждане видеть в своем городке наркоманскую публику.

Уже с первых строк понятно, что победа останется за эгоистами. Вот маловато в городе радеющих за всеобщее благо. Автор рассказывает нам о пяти подростках и их семьях. Приятное впечатление производит Эндрю, спокойный парень, на пороге первой влюбленности, таким чувствам только радоваться. А вот папаша у него – форменный садист, домашний боксер, прочтешь полстранички и возненавидишь до конца книги.

Эндрю нравится девочка Гайя, приехавшая в Пэгфорд со своей матерью, инспектором социальной службы. Причина переезда из Лондона в том, что здесь живет мамин бойфренд. Как-то не вполне обдуманно поступила Кей Боден, сорвалась сама, сдернула дочь с обжитого места, а ведь особо ее не звали, и не особо рады.

Родители Стюарта Уолла работают в школе, отец - заместитель директора, мать – психолог. В педагогической семье вырос моральный урод, доставляющий родителям только неприятности. Особенно отвратительным показалось преследование Сухвиндер, одноклассницы из семьи врачей-индийцев. Безобидная девчонка, внешность не модельная, но ведь это не причина говорить и писать ей всевозможные гадости, причем с садистско-расистским удовольствием. Мать у Сухвиндер настолько увлечена муниципальными проблемами, что на младшую внимания совсем не обращает. Так и хочется спросить: «Ты мать или ехидна?» Ведь девчонка на грани суицида, вот-вот сорвется.

Кристал Уидон – малолетняя шалава, наиболее неоднозначный персонаж. Ее хочется пожалеть и поддержать, но удавалось это лишь покойному Барри Фейрбразеру. Терри, мать Кристал – наркоманка, пытающаяся избавиться от порока. Зная ее историю, даже не получается осуждать, воспринимаешь как жертву, причем перманентную, и не сколько обстоятельств, как окружающих. Кристал пытается вырваться из замкнутого круга, пути выбирает несколько своеобразные, но все равно тупиковые.

При таком наборе персонажей ждать хэппи-энда не приходится, подсознательно ожидаешь худшего, но концовка превосходит все ожидания. Роулинг показала, что может писать отличные от поттерианы произведения, но читать их совсем не хочется. Детективы мне понравились гораздо больше.